Муслим МАГОМАЕВ: «Милиция меня до сих пор узнает, а вот сам себя в зеркале — увы, не всегда»
![]() С легкой руки Фурцевой представители власти называли Магомаева Мальчиком и прощали ему абсолютно все |
«СОБЛАЗНА ОСТАНОВИТЬСЯ И СКАЗАТЬ: «Я УЖЕ ВСЕГО ДОСТИГ!» — У МЕНЯ НЕ БЫЛО»
— Однажды Иосиф Кобзон спросил меня: «А ты знаешь, кто был самым популярным в Союзе эстрадным артистом? Думаешь, Пугачева? Как бы не так — такой славы, как у Муслима, не было ни у кого». Да и покойный Юрий Богатиков, произнося ваше имя, всегда восхищенно поднимал кверху глаза: «Муслим — это сила!». Говорят, что в Одессе поклонники как-то подняли весь в помаде от поцелуев автомобиль, в котором вы находились, и несли на руках от концертного зала до гостиницы «Красная» три километра...
![]() Баку, Муслимчику два года |
— (Смеется). Помада была, но нести автомобиль несколько километров никаким поклонникам не под силу, к тому же случилось это здесь, в Москве. Подали машину, Юрий Васильевич Силантьев (знаменитый художественный руководитель и главный дирижер эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения. — Д. Г.) с женой и ребенком, тогда еще маленьким, сел сзади, я — спереди. Мы собирались уже удирать...
— ...как обычно!..
— ...и вдруг подходит группа парней... Окружили, и кто-то подал идею: «Поднимайте его!»... Когда огромный открытый ЗИС, на котором мы выезжали на стадион, взмыл в воздух, закричал Силантьев, завопила его жена Ольга... Ребята пронесли машину метров, наверное, пять, а крик все усиливался, и решили они не искушать судьбу. Хорошо еще, не бросили автомобиль, а каким-то образом умудрились аккуратно поставить на землю. Такой факт действительно был — это потом уже все обросло фантастическими подробностями...
— Человек менее воспитанный и интеллигентный от такой славы, не исключаю, сошел бы с ума. Вас, к счастью, Бог миловал...
— Понимаете, Дима, во-первых, я никогда в жизни не лгу (тем более когда дело касается меня), а во-вторых, всегда равнялся на великих певцов. Планка была высокой, поэтому соблазна остановиться и сказать: «Я уже всего достиг!» — у меня не было.
Недосягаемая вершина, к которой стремился, оставалась непокоренной: ну, скажем, я понял, что никогда не буду петь, как Тито Гобби, — поэтому и «соскочил» быстро с оперы. Сами судите: на оперной сцене максимум минут 20 находишься, а этого мне было мало, к тому же одно и то же поешь, мизансцены тютелька в тютельку повторяются, что бы себе не придумывал. В сущности я ведь импровизатор: сегодня мне хочется песню спеть так, а завтра эдак, а в опере это непозволительно — партию ты должен исполнить так, как задумал автор.
— Плюс костюмы — тяжелые, сковывающие движение...
![]() Муслим Магомаев, середина 40-х. «Мусиком меня называли всегда только самые близкие люди» |
— Не обязательно. Камзол Фигаро довольно удобный, хотя Скарпиа — потяжелее. Ну все равно... На эстраде я мог импровизировать, предлагать композитору свою трактовку.
— Вот интересно: вы ощущали себя советской суперзвездой номер один?
— Если честно, меня не волновало, суперзвезда — не супер: я видел, что люди меня любят, и совершенно никому не завидовал.
— Просто некому было!
— Видимо, да — в славе у меня соперников не наблюдалось. Я вообще ни к кому черной зависти не испытывал — разве что белую: «Ой, до чего красивые у этого певца высокие ноты! У меня так не получится — Бог не дал, но зато щедро одарил многим другим».
— Роскошным голосом, тембром, высоким ростом, яркой внешностью, темпераментом — всем, что для успеха необходимо...
— Ну, в общем-то, да...
— Чем же вы объясняете свою феноменальную популярность? Что это за наваждение было?
— Главное, что это было, поэтому наотрез отказывался участвовать в телепрограмме под названием «Это было, было...» — ужасно ее не любил. В Америке почему-то, когда говорят о Фрэнке Синатре, так передачу не называют...
— В Америке и президента, сложившего полномочия, не зовут бывшим и не дают ему оскорбительную приставку «экс-»...
— Сейчас телевизионщики новую программу сделали — я ее даже смотреть не хочу! Вытащили нескольких певцов, популярных лет 20 назад, и снова показывают их: было, мол, и прошло...
![]() Шестиклассник Муслим с мамой Айшет Ахмедовной |
— Жалкое зрелище!
— Ну зачем так? Зачем? Не надо ставить клеймо: «Это было» — если они в хорошей форме, прекрасно выглядят, пусть себе поют на здоровье.
«НИКОГДА В ЖИЗНИ ДЕНЬГИ С БАЛКОНА Я НЕ ШВЫРЯЛ»
— Маленький эпизод из детства... Застолье по случаю какого-то праздника шло своим чередом, черно-белое телевидение транслировало концерт из Колонного зала Дома Союзов, как вдруг... Ведущая Светлана Моргунова объявила: «Поет Муслим Магомаев!», и телевизор, мне показалось, подпрыгнул от оглушительного женского крика и визга... Точно такой же вопль восторга раздался по эту сторону экрана: дамы вскочили и окружили волшебный ящик, силясь поцеловать изображение... Как вы, живой человек, переносили этот безумный ажиотаж?
— Слушая ваш рассказ, я вспомнил смешную историю. После очередного сольника, который транслировался по телевидению, меня пригласил мой друг поэт Анатолий Горохов: дескать, как выступишь, садись в машину и едь ко мне. В лифте, видимо, я не ту кнопку нажал и в результате не на том этаже вышел. Позвонил (тогда звонки у всех были стандартные) и слышу доносящийся из квартиры голос: «А вот и Магомаев пожаловал». Открывается дверь, гляжу — в проеме незнакомое женское лицо.
«Вы к кому?» — спрашивает женщина, чуть не падая в обморок. «К Горохову», — а она слабеющим голосом: «Он этажом выше». Поднимаюсь наверх: «Слушай, попал не туда, соседку твою до смерти напугал»... Потом уже она Толе все объяснила. «Мне, — сказала, — показалось, что схожу с ума. Только что мы видели Магомаева на экране, восхищались, как здорово он поет, и тут он звонит в дверь. Естественно, я решила, что пора в сумасшедший дом».
— Женщины пытались к вам прикоснуться, рвали на вас одежду?
![]() Весь консерваторский курс Магомаев сдал экстерном, пока безвыездно жил в Баку. Единственным предметом, с которым у Муслима возникали проблемы, была история КПСС |
— Ну да.
— И от неистовых поклонниц вы тоже спасались бегством?
— У меня были свои методы. Это сейчас повсеместно секьюрити — только и слышишь: охрана, охрана, а тогда никаких телохранителей не было, и мы вполне без них обходились. Через тайные выходы, спокойненько... Хотя иногда со второго этажа приходилось прыгать...
— Да вы что?
— Ну конечно. Когда в Ялте мы с дирижером Ниязи выступали, толпа окружила зал — ну не получается выйти, и все тут. Я предложил выбираться через окно моей гримуборной. До земли было метра три с половиной, внизу газон... «В крайнем случае, — говорю, — упадем на травку». Без промедления я сиганул вниз, за мной — помощник, и вместе мы Ниязи поддержали — он легенький был. Так и сбежали...
Я наловчился... Если концерт проходил во Дворце спорта — прямо внутрь загонялась машина, если на стадионе — на автомобиле делали круг — и фьють! Один раз, правда, нас окружили: с одной с трибуны вдруг бросилась публика, с другой, с третьей, и мы оказались в кольце. Ну ничего — обошлось...
— Говорят, залы, в которых вы выступали, патрулировала конная милиция...
— Не во всех городах, но в общем-то, да.
— Прекрасный поэт Роберт Рождественский — автор замечательных песен, которые вы исполняли, — однажды сказал: «Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать его имя и фамилию полностью. Обычно сразу же после слова «Муслим» раздавались такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия «Магомаев» безнадежно тонула в восторженном грохоте»...
![]() Муслим любил жить на широкую ногу, делать друзьям дорогие подарки, а его гостиничный номер, где повсюду валялись деньги, никогда не запирался |
— (Ностальгически). Было, чего уж там...
— Вы представляетесь мне очень свободным, поскольку всю жизнь делали все, что хотели, и поступали так, как подсказывало сердце. Это правда, что, если чувствовали себя не в голосе или в плохом настроении, запросто отменяли концерт?
— Да. К сожалению, я не мог петь, когда что-то неблагополучно, мне было не по себе от мысли, что зрители зря купили билет и не получат того, что хотели... Конечно, можно заставить себя в плохом состоянии выйти, больным, и что-то такое изобразить, но...
— ...себя не обманешь...
— ...люди же чувствуют сразу. Я это заметил, когда пару раз на каких-то сборных концертах, где у меня были два-три номера, приходилось петь нездоровым.
— Все тот же Юрий Богатиков считал вас человеком необычайно широкой души, но, — говорил он, — по молодости лет, как все таланливые восточные люди, Муслим иногда фордыбачил. За кружку пива, например, обязательно расплачивался зеленой пятидесятирублевкой, а еще мог выйти на балкон, вытащить пачку сторублевок и разбрасывать купюры, любуясь, как красиво они падают на асфальт, кружась, словно листья...
— Каких только легенд я о себе не слышал! Поверьте, никогда в жизни не швырял деньги с балкона — после этого меня бы наверняка вызвали в ЦК и выдали бы по первое число. Кому это тогда нужно было? Вот петь с балкона по просьбе трудящихся приходилось — и в Кишиневе, по-моему, и в Одессе. Людям мой голос был нужен, а не бумажки...
![]() Когда на концертах объявляли Магомаева, зал вначале захлебывался от аплодисментов и женских криков, а потом смолкал замертво |
«ГАСТРОЛИРУЯ ПО СОЮЗУ, Я СНИМАЛ БОЛЬШОЙ ЛЮКС ИЗ ПЯТИ КОМНАТ, ГДЕ ПРИНИМАЛ ПОРОЙ ПО ПОЛСОТНИ ЧЕЛОВЕК ЕЖЕДНЕВНО»
— Зарабатывали вы очень много, однако деньги у вас, человека по-восточному щедрого, уплывали сквозь пальцы. Любили, я слышал, шумные застолья устраивать — в ваших гостиничных люксах всегда стояли накрытые столы, и после концертов туда набивалось по 40-50 гостей. Вы что же, действительно такую ораву кормили-поили или это актерские байки?
— Нет, правда.
— С каким-то, по-моему, сожалением вы это произнесли, даже с грустью...
— Это я все к тому, что ни к чему мне было деньги с балкона разбрасывать, а что компанию обожал и не любил один завтракать, обедать и ужинать — так это по молодости. До женитьбы на Тамаре Ильиничне я снимал в гостинице «Россия» большой люкс из пяти комнат, где принимал порой по полсотни человек ежедневно. Как можно было в таких условиях деньги сберечь? Конечно, они уплывали. Может, это подразумевалось под словом «разбрасывал» — не знаю, но гости приходили ко мне всегда с удовольствием. Это потом, когда слава чуть поутихла, число друзей, прямо скажем, поубавились, причем очень быстро...
![]() За одним роялем с композитором Александрой Пахмутовой |
— Ваш концертмейстер Чингиз Садыхов рассказывал, что, поскольку деньги совершенно у вас не держались, он просто забирал их себе на хранение и вам до конца гастролей не отдавал...
— Прятал (смеется), но, несмотря на эти его хитрости, все равно раздавать умудрялся.
— Садыков, в частности, утверждал, что, мечтая купить машину, вы заработали однажды на Дальнем Востоке 20 тысяч рублей. Удалось тогда обзавестись личным транспортом?
— Нет, нет! Приехав в Москву, поселился я в «Метрополе» (это был самый дорогой отель), выбрал номер получше, и быстро истратил все на друзей, на приемы, подарки, которые очень люблю делать. Это не купечество было, не мотовство...
— ...а потребность души — правда?
— Конечно. Я до сих пор не складываю деньги в кубышку, хотя сейчас концертов уже не даю и, соответственно, не зарабатываю, — живу на то, что было, есть и, может, когда-нибудь будет... Привычка не ограничивать себя в тратах осталась (у меня, например, два компьютера, но, если захочу, и третий куплю), и дорогие подарки по-прежнему делаю: за последнее время компьютера три раздал втихаря.
![]() Космонавт номер один Юрий Гагарин и певец номер один Муслим Магомаев. В центре супруга Гагарина Елена |
— Я и сам был свидетелем того, как вы облагодетельствовали студентку консерватории из Киева. Позвонили мне и сказали: «Девочка переписывается со мной по интернету — можно ли купить и завезти ей компьютер?». Я спросил: «Какой, подешевле?», и услышал в ответ: «Да нет, самый лучший»...
— Правильно.
— Меня, если честно, такая щедрость сразила...
— Но это же не для показухи! Просто, доставляя кому-то радость, я и сам получаю от этого удовольствие, поэтому мне особенно отвратительны люди, которые за все добро, что я им в жизни делал, отплатили, в конце концов, злом.
— Не переживайте, Муслим Магометович, это уже не ваши проблемы...
— Проблемы-то их, но, к сожалению, мне часто приходится об этом думать. Слава Богу, что таких неблагодарных немного.
— Мне, признаться, очень смешно читать в газетах и слышать по телевизору, как современные так называемые звезды — без голосов, таланта и репертуара — хвастают, каким автопарком владеют: и «бентли» стоит у них в гараже, и «мерседес» последней модели, и «феррари»... Вот интересно, какие автомобили были у вас?
— Началась моя автолюбительская биография, по-моему, с «волги» — даже не помню, какой...
— ...почин обнадеживающий...
![]() Цвет советской культуры: слева Тамара Синявская,в центре Клавдия Шульженко, справа Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон. Ялта, фестиваль «Крымские зори», 1973 год |
— ...а потом я перешел на что-то зарубежное — вспомнил: купил «фиат». Мне, правда, он не понравился — слишком мал для меня был, и я снова вернулся к «волге», а сейчас у меня джип «мерседес»... У Тамары машинка маленькая (даже не скажу, как называется, — я в этом не понимаю).
— Это правда, что, пользуясь всенародной популярностью, вы позволяли себе ездить без прав?
— Такое было всего пару раз — я просто забывал права дома. Слава Богу, милиция до сих пор узнает, а вот сам себя в зеркале — увы, не всегда.
— По-моему, вы преувеличиваете...
— Мне кажется, что и те, кто помнят меня с того времени, видят, насколько я изменился, тем не менее, когда проезжают, оглядываются, машут руками. Приятно...
«А ВОТ И МАГОМАЕВ, — ПРОСИЯЛА ТАМОЖЕННИЦА, — СЕЙЧАС МЫ ЕГО ПРОВЕРИМ»
— Вас обожал не только советский (и постсоветский) народ — вашим удивительным талантом восхищался даже иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви, который, по слухам, подарил вам чемодан драгоценностей...
![]() Муслим Магомаев с Евгением Евтушенко, Никитой Богословским и летчиком-космонавтом Виталием Севастьяновым |
— Что вы, какой чемодан?
— Рюкзачок?
— Шкатулочку с кольцом, которое сейчас на мне, и какими-то шахскими украшениями...
— Это кольцо я часто на вашем пальце вижу — носите его постоянно?
— Раньше в открытую не решался, а потом как-то надел, и оно принесло мне удачу. Ну а когда обнаружил, что все уже к нему привыкли, решил не снимать.
— Как же в годы тотального железного занавеса, сквозь который редкая птица могла пролететь, вы провезли эти ценности через границу?
— С огромным трудом и лишь потому, что в аэропорту меня встречал представитель посольства Ирана. Когда начал проходить таможню, мой большой чемодан очень заинтересовал какую-то тетеньку в форме. «А вот и Магомаев, — просияла она, — сейчас мы его проверим». Я, честно говоря, думал, таможенница шутит, однако, смотрю, и впрямь открывает чемодан, где лежал подаренный шахом ковер...
— ...персидский?..
— ...да, шикарный, часы и эта шкатулочка. «А вы знаете, — спрашивает дама, — что ввозить не задекларированные предметы нельзя?». Открыла шкатулку: «О, да тут золото!».
![]() Такой славы, как у Магомаева, не было ни у одной оперной и эстрадной звезды. И наверное, уже не будет. С Ильей Резником и Аллой Пугачевой. Баку, середина 70-х |
— В тот день, пожалуй, карьера могла и закончиться...
— Чья, ее?
— Да нет, ваша...
— (Гордо). Ну что вы? Она вызвала начальника смены. Симпатичный такой мужик руками развел: «Правила для всех одни»... В ответ я не растерялся: «Это подарки шаха. Видите, человек из посольства Ирана меня встречает. Пожалуйста, пригласите его сюда и скажите, пусть отправит все шаху обратно». Таможенник, конечно, перепугался, чемодан ко мне подтолкнул: «Нет-нет-нет, полный порядок! Забирайте все и идите. Счастливо вам, до свидания!».
Понимаете, до этого меня никогда не досматривали — такое случилось впервые, а потом как депутат Верховного Совета Азербайджана я стал неприкосновенным и везде проходил свободно.
— Не представляю, как, будучи депутатом, вы высиживали по многу часов на заседаниях...
— Три года подряд мучился! Я же по характеру неусидчив... Приду, посижу час, пока Гейдар Алиевич выступает, а потом смываюсь, и остальные несколько дней проходят уже без меня. Один раз вообще на сессию не явился, но, как правило, все-таки приезжал — из уважения к Алиеву. Он мне как-то сказал с укоризной: «Муслим, почему тебя никогда нет в зале? Что это такое? Люди поймут неправильно». — «Гейдар Алиевич, — говорю, — вы же знаете: я не очень хорошо владею азербайджанским языком». — «Ну, знаю». — «Выступают в основном по-азербайджански, а я сижу, только глазами хлопаю. Мне даже по-русски слушать неинтересно, сколько они собрали хлопка, — какое до этого дело?». Он рассмеялся: «Ну ты хоть вид делай, что все понимаешь».
Я постоянно к нему приставал: тому коллеге-музыканту надо выхлопотать квартиру, этому помочь со званием или загранпоездкой... Алиев однажды признался: «Ты все равно ходишь ко мне, за других хлопочешь — вот я и сделал тебя депутатом, чтобы занимался этим на законных основаниях». Ну а когда началась перестройка, Гейдар Алиевич переехал в Москву, и с депутатством я, естественно, завязал. «Все, — сказал, — до свидания!».
![]() «Я до сих пор не складываю деньги в кубышку, хотя концертов не даю и, соответственно, не зарабатываю — живу на то, что было, есть и, может, когда-нибудь будет...». Дмитрий Гордон в гостях у Тамары Синявской и Муслима Магомаева, Москва, 2007 г. |
— В советское время лучших из лучших и подающих надежды оперных исполнителей отправляли на стажировку в прославленный миланский театр «Ла Скала». Вы тоже там побывали — это придало какой-то импульс вашей карьере, профессии?
— В общем, конечно. Учеба у маэстро Дженарро Барра и Энрико Пьяцца (а я подготовил партию Фигаро в «Севильском цирюльнике» и «Тоску») дала многое, но творческому человеку не обязательно даже что-то там делать — достаточно просто побывать в Италии, увидеть памятники старины, посетить музеи...
— ...посмотреть, как живут люди...
— ...подышать ее воздухом, проникнуться культурой и искусством, из которых эта страна, собственно, и состоит...
«ГОЛОС НЕ ПАРТИЕЙ ДАН И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, А ГОСПОДОМ БОГОМ»
— Я слышал, что после триумфального концерта в парижском зале «Олимпия» вам предложили сногсшибательный контракт, но Министерство культуры СССР восстало...
— Не контракт... Дело в том, что известный импресарио и одновременно директор «Олимпии» Бруно Кокатрикс очень по-доброму ко мне относился, видел, с каким успехом я там прошел, и понял, что, заполучив меня, может...
— ...чуть-чуть заработать...
— ...сделать мне громкое имя во Франции и провезти затем по всему миру. Я ему сразу сказал: «Не пустят!», но он не поверил: «Фурцева меня уважает». Действительно, Екатерина Алексеевна ему благоволила, тем не менее ответ был однозначный: «Нет!». Я уж не знаю, как там и что было, могу только догадываться... Думаю, пугало чиновников не то, что я могу удрать, — они прекрасно понимали, что никуда мне с этой земли не деться. Бросить якорь на Западе, где думают только о том, как заработать, мне не нравится, и в той же Америке мне не хватает души и культуры, однако... Во-первых, у меня там жил брат...
— ...который был богатым...
— ...очень богатым (царствие ему небесное!), а во-вторых, они боялись моего характера: вдруг выпью лишку, что-нибудь натворю... Хотя, в общем-то, подобных выходок я никогда себе не позволял. Нет, я не трезвенник — выпить, конечно, могу, но если чувствую, что уже хорош, быстренько ухожу и тихо сижу дома.
— Какие вы, кстати, напитки предпочитаете?
— Раньше любил коньяк, а сейчас пью только водку. К вину равнодушен.
— В конце 70-х — начале 80-х довольно распространенной была шутка: «Что такое Малый театр? Это Большой после зарубежных гастролей». Действительно, немало артистов — и оперных, и балетных — оставалось на Западе. Почему вы уверены, что от вас такого сюрприза никто не ждал?
— Где-то остаться я не мог даже теоретически, потому что мой дядя Джамал был послом (или, как тогда говорили, постоянным представителем) Азербайджана в Москве. Он заменил мне отца, я его обожал и подвести не мог, о чем наверху знали. Мое невозвращение домой означало бы крест на его карьере, но не только из-за этого я бы никогда не сбежал: там жить мне, повторяю, было бы неинтересно.
— Хм, а что вы чувствовали, когда просили политического убежища за границей Вишневская и Ростропович, другие ваши коллеги? Какое у вас было к ним отношение — вы же, если не ошибаюсь, ни разу не подписали против кого-либо из них подметных писем...
— (С достоинством). Ни я, ни Тамара Ильинична. Никогда в жизни — это дела грязные.
— Многие тогда подписавшиеся теперь оправдываются: «А что я мог сделать? На меня так давили — попробуй откажись». Как вам удавалось отказываться?
— Лично на меня никто не давил, и никто ничего мне не предлагал, потому что прекрасно знали, как от этого я далек. Такими вещами занималась группка людей, которые из кожи вон лезли, чтобы сделать друг другу гадость...
— Им не хватало таланта?
— Как раз вот таланта было достаточно, чересчур даже много. Ума не приложу, как обладающие великим даром творцы могут кляузничать на коллег, порой даже менее одаренных, чем сами, — это у меня в голове не укладывается.
Как я относился к невозвращенцам? Конечно, их понимал, а как иначе? Взять, скажем, Рудольфа Нуриева. Если человека не тянет домой, значит, дома ему не дают реализоваться...
— Нуриеву не давали?
— Время было очень плохое, поэтому здесь ему ничего не светило. Если бы он, будучи на гастролях, не «соскочил», кто бы его в мире знал?
— Великий он танцовщик?
— Да, безусловно, но сейчас вообще очень много талантливых людей вне России. Железного занавеса больше нет, выезд свободный, и в той же «Метрополитен-опера» я слышу немало русских фамилий — певцов, певиц. К сожалению, славу они снискали там, а сюда приезжают уже как большие артисты. У нас, как бы ни старались и что бы ни делали, финансово обеспечить талант не могут. Ну как можно сравнивать условия здесь и там? В «Метрополитен» артистка — не буду ее называть! — только за то, что приехала, а потом сидит и ждет: вдруг какая-то певица заболеет и возьмут ее, получает три тысячи долларов, причем за каждый спектакль! Просто так, ничего не делая... Кто может в Большом театре на это рассчитывать? Пока искусство у нас так прозябает, люди будут уезжать...
— ...и осуждать их за это нельзя...
— Ни в коем случае! Позади, слава Богу, советское прошлое, когда тебе могли пригрозить: пой только тут! Это твой голос, он дан тебе не партией и правительством, а Господом Богом, который един над всем миром, значит, ты вправе использовать свой талант где хочешь — это твое личное дело. Главное — помнить, что здесь отчий дом, родной двор, твои близкие и друзья. Приезжай, общайся и уезжай обратно, работай там, где тебе удобнее и выгоднее. Я не прав?
«РЕБЯТА ИЗ ОБХСС БЫСТРО ПОНЯЛИ, ЧТО Я ЧИСТ, — МЕНЯ ПРОСТО ПОДСТАВИЛИ»
— Еще как правы, кстати, тот же Иосиф Кобзон говорил мне: «Ты думаешь, жизнь у Муслима была безоблачная? Он ведь и через опалу прошел, и если бы не Андропов, неизвестно, как бы все повернулось...
— Глупостью это было, полной, но тут, так сказать, надо считать на счетах. Моя официальная ставка за сольный концерт составляла тогда 200 с чем-то рублей, а импресарио Леонидов предложил мне за выступление на 45-тысячном стадионе в три раза больше. Он заверил меня, что по решению Министерства культуры СССР исполнение двух-трех песен перед многотысячной аудиторией оплачивается в тройном размере, а значит, мне полагаются целых 600 рублей. Арифметика тут простая, однако... Никакого приказа министра культуры на сей счет, как оказалось, не было, но я-то об этом не знал, поэтому поехал в Ростов, спел...
Набежала довольно приличная для того времени сумма, а потом к «ростовскому» делу прибавилось «пензенское» — там обнаружили концертного администратора, который внес мою фамилию в ведомость, сам расписался и получил деньги. Вызвали меня в ОБХСС — отдел борьбы с хищениями социалистической собственности. «Да я в Пензе ни разу не был!» — сказал им, и тогда нам устроили очную ставку.
Ребята из ОБХСС быстро поняли, что я чист, — меня просто подставили, а вот один из заместителей Фурцевой, большой мой недоброжелатель, за эту историю ухватился: «Мальчика надо показательно наказать, а то много себе позволяет». Досталось и Чингизу Садыхову. «Ладно, — сказали ему, — Магомаев еще молодой, не знал этих тонкостей, но вы-то неужто не понимаете, что такие вещи делать нельзя?». На нас смотрели, как на хапуг, которые последний рубль у государства отняли, и потребовали все деньги вернуть...
— А они давно уже разошлись?
— Дело не в этом — просто если бы их отдал, это означало бы, что признал вину. Приехав к себе в Баку, я проконсультировался у Генерального прокурора Азербайджана — главного авторитета по всем вопросам юриспруденции. Он спросил: «Ты в ведомости расписывался?». — «Конечно». — «Ну и все, не отдавай ни копейки. Вот если бы просто брал деньги и в карман себе клал, тогда дело другое, а так это заработано честно». В общем, в Министерстве культуры поняли, что ничего не могут мне сделать, и тогда на год запретили в России петь: ни гастролей, ни выступлений на радио и телевидении... В Москве, Питере нельзя, а в Азербайджане — пожалуйста, езжай туда! «Вот и хорошо, — я обрадовался, — наконец-то смогу закончить консерваторию» (из-за бесконечных правительственных концертов и поездок туда-сюда мне не удавалось никак доучиться)...
Пока я безвыездно жил в Баку, весь консерваторский курс экстерном и прошел. Благодаря знаниям, полученным еще в музыкальном училище, легко сдал экзамены по гармонии, общему фортепиано... Хуже всего обстояло с историей КПСС: пару лекций прослушал и понял, что больше не выдержу. Повезло, что преподаватели были хорошие, тоже поклонники... Помню, один из них спрашивает: «Что такое «товар»?». Я начал: «Товар — это...» — а что дальше, не знаю. Все-таки выкрутился: «Товар — это то, что продают и покупают». Профессор искренне удивился: «Откуда вам это известно?». — «Ну как? — говорю. — Это же естественно». Он засмеялся: «А футболист Эдуард Маркаров сказал, что товар — это «шмотки»...
За месяц я сдал все экзамены и решил отдохнуть, как вдруг вызывают — и не куда-нибудь, а в наш азербайджанский Комитет госбезопасности, председателем которого тогда был Алиев. Принял меня его заместитель. «Муслим, — огорошил с порога, — в Москву тебя требуют». — «Что значит требуют? Снова судить будут?». — «Нет, на концерт по случаю юбилея КГБ». Я сразу завелся: «Никуда не поеду. Они меня наказали? Я еще в отпуске». — «Придется лететь — это личная просьба товарища Андропова». — «Не хочу», — упираюсь, а он спокойно, но жестко сказал: «Ну что вы, Муслим Магометович! Нельзя так... Это с Министерством культуры вы разругались, но ссориться с КГБ, тем более лично с Юрием Владимировичем Андроповым, не советую». Пришлось согласиться: «Ну что ж...», а он уже руку мне пожимает: «Счастливо. Завтра же мы усадим вас в самолет и отправим». На этом мое «тюремное заключение» благополучно закончилось...
— Возвращаясь к Фурцевой... Однажды вы вспоминали, как с ней познакомились, — после одного из мероприятий Хрущев вытолкнул ее к вам и сказал: «Иди, Катя, подпой комсомольцам»...
— Кстати, комсомольцем я не был...
— ...но Никита Сергеевич об этом не знал. По слухам, всесильный министр культуры СССР любила без памяти двух артистов: Ефремова и Магомаева, а вас ласково называла Мальчик и Мусик...
— Нет, только Мальчиком — Мусиком я был лишь для тех, кто знал меня с детства...
— Вы чувствовали, что нравились ей не только как певец, но и как мужчина?
— Об этом у нас разговора не было, просто после несколько случаев она, видимо, ко мне прониклась... Не знаю, стоит ли это рассказывать, но как-то раз на приеме по случаю закрытия фестиваля «Крымские зори» Екатерина Алексеевна так много выпила, что ей стало плохо и она уже не могла самостоятельно передвигаться. К этому времени мы оставались втроем: Фурцева, я и директор (забыл фамилию)... По-моему, Зимина, так вот, эта женщина мне сказала: «Муслим, вы тут единственный мужчина — придется ее нести».
— И вы понесли?
— Ну конечно — она же легенькая... Где-то посреди пути Екатерина Алексеевна вдруг открыла глаза и спрашивает: «А почему я у вас?»... Посмотрела так: «А, ну ладно!» — дескать, тебе можно, свой. Тогда я и понял, что она ко мне очень хорошо относится.
Спустя какое-о время мы летели вместе на Кубу. У нее был отдельный салон, куда она пригласила тех, кого посчитала нужным. Соседи начали забрасывать удочки: «А не сыграть ли в картишки?». Она замялась: «Да неудобно». Я попросил: «Екатерина Алексеевна, ну, пожалуйста, — мы немножко». Потом предложил: «А может, чуть-чуть водочки?». Она разрумянилась: «Ой, вы меня заставляете!», а у меня полный был дипломат (вез «стратегический запас», чтобы угощать молодых кубинцев), и мы не остановились, пока его не опустошили. Короче, назаставлялись... Часов через пять у самолета была дозаправка в каком-то маленьком государстве — сейчас уже не вспомню название. Все, кто рядом с нами сидел, еле-еле продрали глаза...
— ...а она как огурчик?
— Вскочила, побежала, смотрим — уже интервью кому-то дает, а мы еле ходим. Вот что такое партийная школа! Ну и здоровье железное...
— Другие наверх и не попадали — естественный, понимаете ли, отбор...
— Это была гениальная женщина, настоящая железная леди...














Армен ДЖИГАРХАНЯН: «Разделение на самцов и самок — самое невероятное, что придумал на небесах бородатый дедушка»
«Есть резон своим полетом вынуть душу из кого-то, и в кого-то свою душу вложить...»
Муслим МАГОМАЕВ: «Милиция меня до сих пор узнает, а вот сам себя в зеркале — увы, не всегда»
Джиллиан Андерсон родила третьего ребенка, а Чарли Шин четвертый раз станет отцом
Легендарная Катрин Денев отпраздновала 65-летие на съемочной площадке, а ее сын — в Киеве
Анна Седокова застраховала тело на 500 тысяч долларов
Финансовый кризис ударил по гардеробу Елизаветы II
«Есть горький холод в песне лебединой, лебединой... Прощай, любимый, мой неповторимый!. Невозвратный, прощай!»
«Свадьба» Путина и Кабаевой обогатила Юрия Лужкова на четыре тысячи долларов
Анастасия Волочкова рассталась с мужем из-за йоги
Мы богаче всех?
Раша, гуд бай!
Майя ПЛИСЕЦКАЯ и Родион ЩЕДРИН: «И с высоты вам шлем привет!»
В зоне особого внимания
Украинская неделя моды завершилась кризисом
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги