Утомленные счастьем
В Каннах завершился 63-й кинофестиваль, в основной конкурсной программе которого впервые участвовала украинская картина
«Дядюшка Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни» называется картина тайского режиссера Апичатпонга Верасетакула, получившая главный приз Каннского кинофестиваля - 118-граммовую «Золотую пальмовую ветвь» из 18-каратного золота. Поскольку Верасетакул являлся всего лишь одним из претендентов на «пальму», вероятно, решающую роль в присуждении награды сыграл тот факт, что нынешнее уважаемое жюри возглавил знаменитый голливудский киносказочник и фантазер Тим Бартон («Труп невесты», «Алиса в стране чудес»).
Старый йогин дядюшка Бунми чувствует приближение смерти и просит отвезти его из больницы домой, где, собственно, и начинается магический вихрь дядюшкиных предсмертных галлюцинаций, трансформаций и воспоминаний о прошлых жизнях.
Из 19 конкурсных картин «Дядюшка» оказался, по сути, единственной лирико-поэтической сказкой, где мир вымышленный выглядит гораздо интереснее мира реального. Большинство же конкурсантов настолько удалились от всяческой метафизики и столь жестко привязались к малорадостной действительности, что нынешний фестиваль уже вошел в историю Канн как один из самых мрачных, депрессивных и утомительных. С одной стороны, отсутствие интересных идей, прогрессивных мыслей, свежих взглядов, новых форм, с другой - сквозная тема смерти и разложения.
Приз за лучшую мужскую роль достался испанскому суперстару Хавьеру Бардему, сыгравшему в фильме мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Инъяритты «КрасАта» умирающего от рака отца двух детей. Процесс умирания показан со всеми психологическими и физиологическими подробностями, а вдобавок еще и осложнен противозаконной деятельностью героя. Как бы там ни было, но эта «красата» по-своему пытается спасать и оправдывать окружающий ее мир, а каков мир, такова и «красата».
Лучшей женской ролью была признана работа прекрасной Жюльетт Бинош в любовной драме Аббаса Киорастами «Копия верна», а вот «Предстояние» Никиты Михалкова вопреки прогнозам российских киномедиумов не получило даже крохотного утешительного спецприза.
На протяжении всего фестивального марафона российская пресса с маниакальным упорством подогревала интерес к наиболее дорогостоящему кинопроекту в истории российского кинематографа (около 50 млн. долларов), навязчиво заявляя его в списке фаворитов, хотя с самого начала до самого конца Никита Сергеевич в этих списках не значился, и, наверное, даже случайно забежавшему на фестиваль каннскому ежу было понятно, что вырвать «Золотую пальмовую ветвь» из рук конкурентов Михалкову могло помочь лишь чудо. Причем из разряда тех, которыми нафаршировано его «Предстояние».
Ничего не получила и Украина, впервые за всю историю Канн участвовавшая в основном конкурсе. «Счастье мое» - дебютный игровой фильм живущего в Германии известного кинодокументалиста, выпускника киевского политеха и московского ВГИКа Сергея Лозницы. Картина продюсировалась Германией, Украиной и Голландией, снималась на украинские деньги в Черниговской области гениальным румынским оператором Олегом Муту («4 месяца, 3 недели и 2 дня»), а на фестивале собрала массу положительных отзывов и вызвала повышенный интерес у международных кинопокупателей. Судя по всему, наше «Счастье» - тот самый случай, когда участие важнее победы.
Дальнобойщик Георгий оставляет дома неверную жену и отправляется в стремный вояж по бескрайней провинции. Сбившись с трассы, он пытается отыскать дорогу, но вместо этого получает по голове и превращается в бессловесного обрубка, догнивающего остаток жизни в монструозной глуши. В принципе, подобный социальный ужастик тоже некоторым образом можно увязать с переселением душ. В конце концов, феномен метемпсихоза в разных культурных традициях и менталитетах способен принимать различные формы, как, наверное, и феномен счастья. Что дядюшке Бунми хорошо, то дальнобойщику Георгию - смерть. Что дальнобойщику Георгию - смерть, то дядюшке Бунми - реинкарнация.