Роман ВИКТЮК: "Когда в прямом эфире ОРТ Пугачева наехала на "Бульвар", я закричал: "Алла, ты сейчас не на кухне! Молчать! Слушай меня!". Она умолкла, передача вроде закончилась, и я сказал в ее адрес на всю Россию: "Старая п..."
С одной из своих любимых примадонн Алисой Фрейндлих |
"ИДУЩАЯ ОТ МЕНЯ ВОЛНА ПЕРЕДАЕТ ЛИШЬ ОДНО СЛОВО: "ЛЮБОВЬ!"
- Роман Григорьевич, вы как-то сказали, что возраст - это бестактность времени...
- В этом убеждаюсь снова и снова...
- Еще вы утверждаете, что вам всегда 19 лет, хотя если верить паспорту, 28 октября вам исполняется 70. Так 19 или все-таки 70?
- 19 - иначе и быть не может. Есть возраст земной - он исчисляется годами, прожитыми в нашем материальном, кратковременном мире, но принять его - все равно что смириться с тюрьмой. Нет, я не собираюсь сдаваться на милость времени, которое даже не извиняется за свою быстротечность, - иного измерения, кроме космического, для меня нет. Как режиссер я знаю: каждый спектакль - это новый забег, а значит, тебе 19 и нужно все начинать сначала. Снова и снова ты видишь человека, который замер с поднятым вверх пистолетом. Сейчас он крикнет: "Приготовиться!", сейчас нажмет курок, и ты рванешься к ленте - обязательно красной, ты помчишься... нет, полетишь! Ты никогда не знаешь, куда летишь, прилетишь ли...
- Но главное - лететь...
- (Грустно). Все-то ты понимаешь... Иногда я вижу сон - самый страшный, который только возможен. Театр. Идет спектакль. Обычно по внутренней трансляции помреж объявляет, кто сейчас выходит, кому приготовиться, когда финальные поклоны, и вдруг я слышу: "Виктюк, на сцену! Виктюк опаздывает... Где Виктюк?". Прибавляю шагу, спешу, уже бегу, а передо мной ступеньки, какие-то страшные коридоры и... снова ступеньки. Наконец, задыхаясь, выныриваю из кулис и спрашиваю: "Зачем вы меня зовете? Я же всегда на сцене". Такой сон можно увидеть лишь в 19 лет, когда нет уверенности в своих силах, когда только начинаешь. И не переубеждай меня - поверь, это правда. Видишь, в моих глазах 19?
- Вижу - 20-й пошел...
- Да, и я счастлив, что 20-й, что впереди еще много времени, и спектаклей, и встреч. Ты, кстати, тоже всегда молодой - тебе сколько в космическом измерении лет?
- Очевидно, 17...
- Нет, разреши я читателям "Бульвара" скажу: "Ему 15! Он пишет, пишет, знакомит вас с выдающимися людьми... Не только они с волнением ждут встречи с Дмитрием Гордоном - и я в свои 19 к нему пришел: не мог не прийти!".
- Если бы на моем месте сидел Павел Глоба, первым делом он бы сказал: "Ага, Роман Григорьевич, по гороскопу вы Скорпион...".
Алла Демидова и Дмитрий Певцов |
- Это правда!
- И что же - скорпионская сущность как-то в вас проявляется?
- Если захочешь и сможешь, почувствуешь, что прямо сейчас, в данную минуту, я себя пожираю. Страшное дело - мне кажется, я говорю не о том, не так... Вообще-то, словами можно, наверное, передать даже то, что стоит за нотными знаками, но что бы мы ни говорили, сколько бы ни написали нот, волна, идущая от нас к читателям, передает лишь одно слово: "Любовь!". Другого, по крайней мере, не знаю...
- Как говорит пан Поплавский, "вiд сердець до сердець"...
- А вот в этом с ним не согласен. Это по улице можно идти от одного к другому, никого не пропуская, а в искусстве нужно выбирать сердца, которые не только чувствуют, но и видят, которые сиянием своим проникают в тебя и с тобой сливаются... Так бывает во время спектакля, если с такими сердцами оказываются и актеры, и зрители. Тогда над залом появляется некая аура, и организмы начинают так согласно вибрировать, что человек аплодирует уже не актеру, а себе. "Боже! - кричит публика. - Мы же сердцами видим, какие мы счастливые люди!". Зажечь такой свет... (Мечтательно). Может, это и есть цель 19-летнего, когда он начинает работать в театре?
- Ваше детство прошло в послевоенном Львове... О том, что там происходило, некоторые до сих пор судят по роману Аркадия Первенцева "Секретный фронт", где описана борьба НКВД с бандеровцами (еще в детстве я прочитал его в "Роман-газете"). Интересно, а что из того периода запомнили вы? Вы, например, видели, как людей отправляют в Сибирь, в лагеря?
- Если все рассказать, никто не поверит... Когда съемочная группа Первого российского телеканала приехала во Львов (хлопцы фильм обо мне делали), я привел их в свою школу. Мы шли по улице, раньше носившей имя Чапаева: до сих пор на ней стоит дом, где тогда была пересыльная тюрьма...
- В которой, очевидно, работала Анка со своим пулеметом?
- Хуже - из каждого проема там по Анке с пулеметом глядело. Темные окна, решетки, бесконечная вереница матерей, жен и сестер, которые пытались что-нибудь передать своим дорогим людям... Из окон нашего класса этот двор был как на ладони, поэтому уроки проходили под плач и прокльони.
- Школа жизни!
- Потом уже я обратил внимание на картину Ван Гога (помнишь, где арестанты ходят по кругу?) - так это, скажу я, по сравнению со львовскими реалиями сказка. Разве видел Ван Гог толпы несчастных, которые встречались, крестились, молились и не знали, какая участь их ждет? Помню, когда у нас был выпускной экзамен, к школе подъехала черная машина: оттуда вышли люди и направились в 10-й класс. В тишине они прокричали две фамилии, встали парни, которым еще не было 17-ти, и навсегда исчезли... Эти ребята не сопротивлялись, не плакали, не кричали - они будто заранее смирились с судьбой, им предназначенной.
Дмитрий Бозин и Елена Образцова |
Телевизионщики прекрасно сняли и то окно, и стену, за которой укрылся двор. (Сейчас там, кажется, милиция построила свою школу и готовит молодых прекрасных милиционеров).
Впрочем, это только часть моих снов - так же ярко, в деталях, я помню день, когда умер Сталин.
"Я, САМЫЙ ИДЕЙНЫЙ, ПАТРИОТИЧНЫЙ И ТАЛАНТЛИВЫЙ, НЕ МОГ НЕ СЫГРАТЬ БАБУШКУ ЗОИ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ"
- Это уже другой сон, и со временем я воплотил его в спектакле "Мастер и Маргарита". Главный персонаж в этом сновидении - наша учительница физики Ганна Федотiвна (ее имя и отчество я запомнил на всю жизнь). Украинского она не знала, поэтому преподавала физику по-русски. Дети в украинской школе не понимали всех слов, они только начали изучать великий и могучий, но ее это ничуть не смущало. В результате мы никогда не могли сдать физику, потому что она одни слова знала, а мы другие.
Ганна Федотiвна была рьяной коммунисткой, свято верила Иосифу Виссарионовичу и сказала, что в этой украинской школе никто, кроме нее, не достоин вести нас в парк культуры к монументу вождю. Я между тем уже в театральный кружок ходил - был главным артистом не только во Дворце пионеров, но и в городе, в области.
- Играли Шевченко?
- Не только, но и его тоже. Среди наших персонажей и Анка-пулеметчица, кстати, была. Не думай, что я шучу, - эта прекрасная девушка, если кто не знает, служила у Чапаева...
-...и была, если кто подзабыл, подругой Петьки...
- Была, как говорят по-русски, его сожительницей, но это совсем другое. Короче, я не сомневался, что Ганна Федотiвна обязательно даст мне нести огромный портрет Сталина...
-...в день всенародной скорби?
- Это был день его смерти - какая уж тут скорбь? Мама, у которой брат 17 лет провел на лесоповале в Сибири, с радостью сказала: "Наконец его нет!".
В общем, я пришел во Дворец пионеров, взял коробочку с красками... До сих пор ее обожаю! Они предназначались для того, чтобы ребенок, кого-то играя, мог разрисовать себе лицо, как он хочет... На руку я намотал медицинский бинт - только кончики пальцев выглядывали, - а потом красной краской избразил, будто у меня там кровь, синяки. Это было искусство невероятное!
В школу явился со скорбным лицом, руки за спину спрятал. Учительница спрашивает: "Что с тобой? Посмотри мне в глаза. Ты видишь, все плачут?". - "Я тоже плачу, только внутри", - отвечаю. Она нахмурилась: "Почему же я не вижу слез?". - "Ганна Федотiвна, я руку поранив" - и протянул ей свои бинты. Увидев кровь, она запричитала: "Какая беда для тебя, что ты не можешь сегодня пронести мимо товарища Сталина его портрет". И снова заплакала... Все в классе знали, что мои "раны" - это вранье, и отворачивали лица, чтобы не рассмеяться.
Екатерина Васильева |
- Никто не сдал?
- Никто! Физичка громко плакала, рыдала практически в голос. Из громкоговорителей неслось: "Наш вождь! Умер!", а она кричала: "На колени!". Спрашивается, почему на колени - Сталин же не был святым, но Ганна Федотiвна верила ему исступленно, поэтому первая падала на мостовую и билась головой о камни... Я не вру, говорю чистую правду. Это было напротив школы, и все мои одноклассники тоже падали на колени, только от смеха.
Какая прекрасная мизансцена - дети смеются, делая вид, что плачут! Даже тот, кто держит портрет Сталина, прикрывается палкой, а она командует: "Встаньте! Вытрите слезы!"... Вспомнил об этом, когда в советские времена снимал фильм о детях керченских партизан - тех, что прятались в подземельях.
- Это по Кассилю, наверное? "Улица младшего сына"?
- Ну да, про Володю Дубинина. У меня там была мизансцена: из пылающей школы выносят голову Сталина, и женщины, плача, заворачивают ее в красное знамя. Они хотят положить ее на платформу поезда, который уже трогается, но голова мокрая, она падает и разбивается. Женщины снова обертывают гипсового вождя красной тряпкой и, рыдая, туда суют, а он падает и падает...
- Изощренно, однако, издевались вы над советской властью...
- Совсем я не издевался, просто шел проливной дождь. Артисты прекрасно играли и искренне плакали, но они так смеялись, когда голова...
-...подскакивала?
- Да, да! С таким стуком, как на похоронах, когда на крышку гроба бросают землю: бабах! бабах! Звук мы, разумеется, не писали, но этот эпизод все равно потом вырезали. Сказали, что слишком патриотично.
- А это правда, Роман Григорьевич, что в юности вы сыграли Зою Космодемьянскую?
- Это была постановка по поэме Маргариты Алигер - я не мог в ней не играть, потому что был самый идейный. Правда, досталась мне роль не Зои, а ее бабушки. У нас же была мужская школа, а тогда девочкам из другой школы или из Дворца пионеров к мальчикам приходить не разрешали. Значит, надо было обходиться своими силами. Как только учителя сказали, что сыграть Зою и бабушку смогут только самые талантливые, я сразу вызвался.
В главной сцене старушка сидела с детьми и плакала. Зоя говорила: "Нет, я пойду", а бабушка ей: "Не иди!". У меня был успех, я играл лучше, чем Попович, - фамилию мальчишки, которому дали роль Зои, запомнил на всю жизнь (он так и не стал актером). Учителя удивлялись: "Как же так - бабушка получилась более патриотичной и коммунистичной, чем наша Зоя-Попович?!". Ну, им сказали, что так нужно: мол, Зоя должна говорить тихо, а бабушка - искренне убиваться и рыдать.
Чуть позже в Доме офицеров проходила олимпиада, где я читал большой отрывок о Лизе Чайкиной. Помнишь, когда немцы вывели ее на площадь казнить, а она чувствует, что наши советские уже летят на конях ее освобождать... Зоя кричит...
-...вы же говорили - Лиза...
- Ну, Зоя точно так же кричала бы: "Я тут! Я тут!". Изображая все это, я плакал, жюри тоже плакало и мне аплодировало. Оно так растрогалось, что сделало невероятное, - ребенка, который только что был на сцене, посадило к себе. Председательствовал главный режиссер Театра юного зрителя Николай Гаврилович Грецкий - потом он тут, в Киеве, в ТЮЗе работал. Грецкий просто меня обожал - нескромно употреблять такое слово, но это правда. "Дитина моя, - говорил, - молю тебе: будь тiльки актором!". Видя, что я смущаюсь, он переходил на русский язык: "Может, так тебе будет понятнее - иди только в артисты. Я ГИТИС окончил, и ты должен учиться там".
Геннадий Хазанов |
Его слова я запомнил и поступать поехал не в Киев, а прямо в Москву. Тогда это казалось безумием, все равно что добровольно пойти на каторгу. Родня провожала меня как на край света: со своими подушками, кастрюлями, сковородками. Понимали, что отговаривать бесполезно, но в то же время никто не верил, что я вернусь целым и невредимым, - прощались, как навсегда.
"СЫНОК, - ПРОСИТ, ВЫТИРАЯ СЛЕЗЫ, ТАМАРА МАКАРОВА, - ОСТАНОВИСЬ, Я ТВОЯ МАМА"
- Прошло время, и вы уже сами принимали экзамены у абитуриентов ГИТИСа, мечтающих стать актерами. Что там за история была с монологом Олега Кошевого? Или Ульяны Громовой?
- Ты не читал "Молодую гвардию"? (С наигранной укоризной). Мне стыдно...
- Да нет, читал и даже фильм смотрел раза три...
- В фильме этого монолога нет! Тем более надо знать, что Ульяна Громова никогда никаких слов не произносила...
На экзамене получилось смешно. Было это четыре года назад. Сидит солидная комиссия, и вдруг входит ребенок: лицо прекрасное, 17 лет, но слова не может выдавить - весь от страха дрожит. "Чего ты боишься?" - спрашиваю. Он еще сильнее затрясся. "Перестань! - говорю. - Что ты волнуешься, будто читаешь монолог Олега Кошевого маме?". Молчит. "Ты Ульяну Громову и Олега Кошевого знаешь?". Молчит. "Любка Шевцова дала тебе бак с нефтью, чтобы поджечь биржу?". Молчит. Я руками развел: "Ты что же, не знаешь ни Олега, ни Любы, ни Ульяны?". Он смутился: "Моя бабушка играла в фильме Ульяну Громову". Я ушам своим не поверил: "Кто?". - "Нонна Мордюкова".
- Да... Бабушка - Мордюкова, дедушка - Тихонов. Он же, если не ошибаюсь, Сережа Тюленин...
- Нет, ты плохо знаешь наше кино! А еще уверяешь, что видел фильм. Как не стыдно? Тихонов играл предателя, но это не главное. Я спрашиваю ребенка: "А ты читал эту книжку?". - "Нет". - "Если прочитаешь, - говорю, - возьму на курс"... Не знаю, сказал ли он Нонне, как было дело, но когда пришел на занятия, я спросил: "Ну и что?". Он глаза распахнул: "Неужели вы такие плохие книжки читали?", и я про себя подумал: "Да, читал!".
Посмотри на меня, Дмитрий, и ты поймешь мою жизнь распрекрасную. Конечно, ребенок из Западной Украины должен был приехать в Москву патриотом. Пионер, комсомолец - я все ступеньки прошел, по-другому и быть не могло... Конечно, когда поступал в ГИТИС, выучил монолог Олега Кошевого: "Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения...", - и заканчивалось это словами: "...мучительным упреком обернется все это у материнской могилы".
Прихожу в институт кинематографии: народу - Матерь Божья! Все накрашенные, разодетые, красивые, с альбомами, а я - замухрышка в китайских штанишках и рубашке-шотландке. Только глаза были такие... ужасно желающие учиться. "Зачем я сюда приехал? - думаю. - Никуда меня не возьмут". Захожу в аудиторию, где прослушивание идет, и вижу: сидит моя любимая героиня из фильма "Молодая гвардия" Тамара Макарова.
Тамара Федоровна на меня посмотрела: "Что ты будешь читать?"... "Мама, - говорю. (Она так заволновалась). - Я прочитаю монолог именно тебе. Знаю, он не может не тронуть"... Только начал - смотрю, глаза у нее покраснели... До середины дошел - она уже плачет... "Сынок, остановись, - просит, вытирая слезы. - Я все понимаю, я твоя мама".
Когда я произнес последние слова: "...и обернется все это..." - она кинулась ко мне, обняла: "Иди сразу на второй тур, а завтра будешь писать сочинение по русской литературе". Я на попятную: "У меня нет шпаргалок!", но никаких отговорок слушать она не захотела. "Иди, я сама принесу тебе шпаргалку. Вырву из книжки и принесу".
Лия Ахеджакова |
Я послушался - пришел, сел, а писали в тот день будущие критики - умные, в очках всезнайки. Тема - я даже на том свете буду ее помнить! - "Поэт и поэзия в понимании Маяковского" (хоть убей меня, я и сегодня бы такое сочинение не написал). Тут открывается дверь и входит красавица-"мама" - в руках у нее спрятаны бумажки. Подойдя к моему столику, она сказала: "Пиши точно, как там, - никакой отсебятины. Все запятые, все точки, как на этих листочках, расставь. Я буду рядом".
Понимаешь, какая была у меня смелость? Я развернул шпаргалки, положил их перед собой и быстренько все скатал. Ну сколько на это нужно ребенку из Львова? 15 минут. Переписал - оп! - и в карман спрятал. Преподаватель удивился: "Вы так хорошо знаете тему?". Тамара Федоровна кинула: "Он прекрасно ее знает. Заберите у него работу". Вот и все - сочинение я сдал.
Это было утром, а конкурс в ГИТИСе в тот же день проходил. Дождь лил безумный, и вот я из ВГИКа лечу, мчу со всех ног. Вбегаю в фойе института, а там уже кричат, как во сне моем страшном: "Виктюк, где Виктюк? Вы не видели Виктюка?". - "Я здесь", - говорю. "Как не стыдно? Комиссия заждалась, вы последний".
- Вы и тогда уже были везде нарасхват!
- Мокрый весь, хоть выжимай, вбегаю в аудиторию и вижу за столом... Аллу Тарасову (я знал ее по фильму "Без вины виноватые"). Сразу к ней: "Я буду читать вам". Такой ребенок был искренний... Она с улыбкой: "Не только мне", но я не отступился: "Вам, вам!".
- Мама!
- Нет, я не мог бездарно везде повторять: "Мама, мама!" - ситуация была другая. Она кивнула: "Ну, пожалуйста", - и я начал монолог из пьесы "Без вины виноватые": "Сдавил всю грудь, проклятый! Душит, душит"... Я рвал на себе несчастную мокрую китайско-шотландскую сорочку, а она плакала и просила: "Остановись, остановись!"... Потом повернулась к сидящим в комиссии: "Товарищи, вы все поняли?". Иосиф Моисеевич Раевский сказал: "Да, да, десятый". Я сделал вид, что ничего не слышу, а Василий Александрович Орлов - я еще не знал, кто это, - спрашивает: "А басню можешь прочитать так же, как читал монолог? Чтобы мы ощутили такую же страсть?". Я говорю: "Могу". Это был хрестоматийный "Волк и ягненок", только, показывая волка, я плакал. "А почему нет? Может, он бедного ягненка жалеет", - сказал я себе. Вытирал рукавом слезы, а члены приемной комиссии дружно смеялись.
В общем, и тут меня приняли - это было уже пятое по счету высшее учебное заведение. Тут же своей учительнице Нате Михайловне Половко (святой был человек!) отбил во Львов телеграмму: "Поступил". Единственно, чего я не мог решить: что же выбрать. Может, кинематографию? Она написала: "Кино - это халтура, иди в ГИТИС". Так я и сделал...
Прошел наверное, год, дефилирую около института, и вдруг останавливается рядом машина - в ней Макарова и Герасимов. Тамара Федоровна открывает дверцу и окликает меня: "Я тебя так долго ждала. Ты в ГИТИСе? Почему?". - "Из-за Наты Михайловны Половко". Она: "Кто это?"... Я объяснил. "Учительница, - сказал, - мне написала: "Кино - халтура. Иди в ГИТИС". Повисла пауза. Макарова подумала и сказала: "Пожалуй, она права. Правда, Сергей Аполлинарьевич? Кино - халтура. Приходи ко мне, я тебя помню".
...Очень часто я вспоминаю о ней с благодарностью.
"ВАС, - МНЕ СКАЗАЛИ, - СПАСЕТ ТОЛЬКО ОДНО: ЕСЛИ ПОСТАВИТЕ "МАЛУЮ ЗЕМЛЮ"
- Сами вы халтуры никогда не терпели, коммунистическую мораль отвергали, тем не менее однажды, я слышал, не устояли и поставили брежневскую "Малую землю". Это правда?
- Ты меня сегодня так спрашиваешь, будто я в церкви на исповеди... Ну почему, ответь, я должен тебе все рассказывать? Честно говоря, я вовсе не горел этим материалом, но мне сказали, что все-таки...
Михаил Ульянов и Юрий Яковлев |
-...Брежнев просит?
- Нет, посоветовали: "Сделайте один раз, но так, чтобы вам поверили". Это было, когда я уже поставил "Уроки музыки" Петрушевской в студенческом театре МГУ, когда его ликвидировали навсегда. Все лучшие деятели русской культуры за нас вступились - они писали Брежневу (как раз шел партийный съезд), но ответа не дождались. И тогда мне сказали: "Вас спасет только одно - если поставите "Малую землю"... Ну куда денешься? Вызвали меня к секретарю райкома, она руку пожала: "Какое счастье! Мы будем ждать. Скоро в райкоме партии состоится заседание, на которое соберутся лучшие коммунисты, - вот им свою работу и покажете. Пусть все видят, кем вы в действительности являетесь".
Артистам (а у нас играли доктора наук, академики - ну потрясающие люди из Московского университета) я сказал: "Товарищи, давайте мы эту книжку разорвем на листочки. Сзади на экране станем крутить про "Малую землю" кино, музыку дадим патриотическую, а мы на этом фоне будем читать отрывки и показывать мизансцены. Только нужно погромче кричать (кричит): "Это слова Леонида Ильича! Мы хотим горстью бросить их сегодня вам в души! Мы рады согреть их нашей горячей кровью!".
И вот сидит полный зал (это все правда!), заканчивается собрание, секретарь райкома выходит и объявляет: "Товарищи, после перерыва вы услышите подлинные слова нашего великого Леонида Ильича"... Мы уже готовимся: повесили экран, понадевали фуфайки, все лихорадочно текст читают, потому что на память никто не знает. Третий звонок - в зале только секретарша райкома и я. Еще раз повторили звоночки: раз, два, три!.. Ни-ко-го! Коммунисты разбежались...
Я ей: "Наверное, что-то случилось, но как же мы будем играть для вас - вы ведь эту книжку читали?". Ну а теперь слушай меня. Представь, что перед тобой строгая партдама, спроси у меня: "Вы ведь эту книжку читали?".
- "Вы ведь эту книжку читали?".
- "Нет!".
(С наигранным пафосом). Ну что тут смешного - она так и сказала?! Я осторожно спрашиваю: "Может, и не будем играть?". - "Не будем", - улыбнулась она. Так мне и не удалось осуществить эту мистерию, но все-таки я сказал: "Товарищи! Давайте хоть начнем, а то нехорошо же... Потом скажут, что ничего не было, а так мы поставим птичку и во всех отчетах укажем, что я перевоспитался".
Начали. Актеры мои вышли и торжественно сказали: "Малая земля". Леонид Ильич Брежнев". В этот самый момент секретарь райкома зааплодировала: "Очень хорошо, очень патриотично! Спасибо, Роман Григорьевич, продолжайте так дальше работать!". Увы (улыбается), дальше не смог - не предоставлялась возможность. Напрасно смеешься - это все правда! Это сейчас я тебе с юмором такое рассказываю, а тогда это не была не хохма, а вопрос жизни или смерти.
- Всю свою жизнь вы работаете с актерами. По-вашему, они сукины дети или все-таки нет?
Александр Калягин |
- А сам-то ты как думаешь?
- Трудно сказать - я всю жизнь с актерами не работал...
- Но зато сколько общался!
- Те, с кем общался, наверное, нет...
- Ада Роговцева - не сукин ребенок!.. Думаю, они бывают такими лишь тогда, когда не чувствуют, что к ним относятся с уважением. Актеры знают, что я их люблю, что никогда не обижу и не предам.
Недавно у Татьяны Дорониной был юбилей. Она тоже не говорит, сколько ей лет, - немножко больше, чем хотелось бы... В общем, ей исполнилось 18, она позвонила мне и сказала: "Прошу, чтобы спектакль к этой дате поставил именно ты". - "Завтра буду", - говорю. Принес ей пьесу Уильямса "Сладкоголосая птица юности".
В свой день рождения Доронина играла гениально, да разве только она? Как только у моих "небесных невест" нехорошая дата, они зовут меня. Вот и Алла Демидова пожелала, чтобы только я поздравил ее с днем рождения на Первом канале - с ней мы сделали "Федру" Марины Цветаевой.
Таких примеров я могу привести много. Сегодня на телевидении меня уже не знаю в который раз спрашивали: "Когда вы возвратитесь домой, в Украину?". Я ответил: "Когда философ и ученый Иван Дзюба, который был прекрасным министром, снова будет нужен своей родине, когда Ада Роговцева не будет скитаться по России, а станет играть дома. Тогда я подумаю". Увы (грустно), увы...
"О СВОИХ НЕБЕСНЫХ НЕВЕСТАХ Я ЗНАЮ ВСЕ... НО НИЧЕГО НЕ СКАЖУ"
- В своих спектаклях вы задействуете актрис, каждая из которых - целый мир. Терехова, Ахеджакова, Талызина, Фрейндлих...
-...Неелова, Мирошниченко, Наташа Макарова, Лена Образцова... Ну что ты!
- Как вам с этими женщинами работается?
- Они обожают меня, а я их.
- Почему все они, когда слышат "Виктюк", млеют от счастья?
- Дима, если я начну докапываться до причин, выяснять, как, что да почему, это исчезнет... Есть - и все тут, и нет в этом никакой хитрости. У них для меня открыты сердца - я знаю о них все, но никогда никому не расскажу. Даже если коммунисты приведут меня во двор пересылочной тюрьмы на моей улице Чапаева и начнут допрашивать, я и тогда их не выдам, потому что они святые.
Катя Степанкова и Ада Роговцева |
- Оперную примадонну Елену Образцову вы вынудили похудеть...
-...на 27 килограммов, но только лишь от любви. Будучи в Нью-Йорке, она подобрала все, что было необходимо для упражнений, а еще черные ремни, страшные какие-то сапоги, куда не влезала нога, кожаные штаны... Она стала худенькая, тоненькая, и волосы срезала, потому что нужна была короткая прическа. Коля Цискаридзе, один из лучших танцовщиков Большого театра, мне позвонил. "Лена, - сказал, - зовет нас к себе, она считает, что лишь мы вдвоем должны это увидеть". Я разволновался: "Коля, что-то случилось?". - "Нет, у нее бодрый голос". Немедленно мы поехали к Образцовой. Открывается дверь, а хозяйки нет. Заходим - никого. Пауза. И тут выходит она - в одежде для пьесы Захер-Мазоха "Венера в мехах", которую мы уже репетируем. Это было гениально!
- И все-таки от любви к кому она похудела? К вам или к Бозину?
- Как тебе больше нравится, так и пиши, а люди все равно скажут: и к Бозину, и ко мне. И это будет правда...
- К сожалению, с одной гениальной актрисой, несмотря на все ваши старания, поработать вам так и не довелось. Вы же хотели сделать с Фаиной Раневской какой-то спектакль?
- И снова ты мне напоминаешь о том, что рвет мое сердце.
- Вам хочется это забыть?
- Нет, ничего не хочу я забыть, но...
К Фаине я пришел домой и услышал: "У меня плохо с памятью - никакой текст я уже выучить не смогу".
- А вы что-то пытались ей предложить?
- Я уже ставил в Театре имени Моссовета у Завадского, и Юрий Александрович ко мне благоволил. "Фаина, - говорю, - я видел, как в Театре Пушкина вы играли бабушку в спектакле по роману Достоевского "Игрок". - "Ты видел?" - спрашивает. "Да, - я киваю, - помните, если из зала смотреть на сцену, вы сидели слева в коляске и начинали...". - "Деточка, - встрепенулась она, - я это и во сне помню" - и с ходу гениально воспроизводит то, что было лет 40 назад. Пока она читает монолог, я молчу, а потом кричу: "Ну вот и все!". - "Да? Ты думаешь? Ты уверен?"...
Я между тем разошелся: "А если хотите, это будут "Деревья умирают стоя" Касоны". - "И это я помню"...
На ней было синее пальто, синие спортивные штанишки и тапки на босу ногу, собака такая толстая рядом лежала по кличке Мальчик. Она встала в своем пальто и говорит: "Мальчик, послушай, он заставил меня вспомнить "Деревья умирают стоя". И начала...
Все, текст готов - только актерам осталось выучить роли, но им это запросто. В тот же вечер прибегаю к Завадскому - он жил неподалеку от нее, на улице Горького.
Маргарита Терехова |
- Он вас любил?
- (С достоинством). Юрий Александрович мне верил.
"Я МЕЧТАЛ, ЧТОБЫ В "ГАМЛЕТЕ" РАНЕВСКАЯ СЫГРАЛА МОГИЛЬЩИКА"
- "А кто, - спросите, - меня не любил?"...
- (Улыбается). Все любили! "Вы знаете, - говорю, - Фуфочка (ее в театре так называли) сказала, что она готова"... Завадский тут же звонит Марецкой (своей бывшей жене, приме и негласному руководителю Театра имени Моссовета): "Пришел Роман и говорит, что Фуфа готова вспомнить то, что когда-то играла". В ответ он услышал: "Никогда!" и развел руками. Где-то через месяц - а он хотел ставить "Гамлета" с Геной Бортниковым - я ему полушепотом: "Как хорошо, я буду вам помогать. Только у меня одна просьба: пускай главного могильщика сыграет Фаина. По-моему, не только на жизнь бедного Йорика, но и на всю эту историю интересно посмотреть глазами такого человека, и монолог, что в конце пьесы, мог бы звучать в разных местах... Иногда Фаина рассказывала бы все это своими словами, она была бы то Офелией, то королевой, то Гамлетом... Могла одновременно с Геной, дуэтом, произносить его монолог, а потом выйти из могилы... Представляете?"...
- Нет слов!
- Завадский распорядился: "Иди к Фаине!". Прихожу, а глаза у нее детские, ясные - врать нельзя! "Деточка, - спрашивает, - ты лилипуту (она назвала его вытянутым лилипутом. - Р.В.) сказал?". Я: "Почти". - "Сейчас же пойди и скажи. Хочешь, иди с собачкой - тогда я поверю, что ты точно у него был". Я говорю: "Нет, с Мальчиком не пойду - боюсь, отстанет". - "Ну, иди один. Я даже дверь закрывать не буду".
Завадский всегда встречал меня с радостью... С порога я выпалил: "Она согласна. Когда мы даем распределение?". Юр Саныч снова звонит Вэ Пэ: "Фаина согласилась играть даже могильщика. Помнишь такую мужскую роль?".
- Марецкая снова ответила: "Никогда!"?
- (Пауза). Больше ничего не было. Ни "Гамлета", ни чего-то другого...
- В чем же причина? Зависть?
- Не знаю (задумчиво), могу сказать только одно... В Париже у Фаины жила родная сестра - они не виделись с 20-х годов, когда Камерный театр был там на гастролях. Представь: Елисейские поля - по той стороне ходила сестра, а по этой Фаина. Друг на друга они не смотрели, но разговаривали целый день, и вдруг - в кои-то веки! - Театр Моссовета со спектаклем "Дядюшкин сон", в котором играла Раневская, едет в Париж. Вэ Пэ, которая в нем не участвовала, должна была остаться дома, но Фаина пришла к Завадскому и сказала, что она очень больна, ложится в больницу и никуда не поедет. Назавтра в 11 часов на репетиции была Вэ Пэ, которая и отправилась в результате в Париж.
Что это? (Грустно). Наверное, нехорошее время было... Сейчас представить себе такое я не могу, у нас (я о своем говорю театре) таких взаимоотношений, такого ужаса быть не может.
...В свое время Раневскую потрясла поездка в мой родной Львов - это она мне рассказывала. В 45-м Театр имени Моссовета впервые приехал во Львов на гастроли. Их встречали на привокзальной площади - там уже была приготовлена красная трибуна, оркестр... Поезд с артистами прибыл на второй путь, а с четвертого отправляли эшелон в Сибирь - тех вот людей с улицы Чапаева. Фаина увидела, что ведут интеллигентнейшую седую женщину, полезла - можешь представить? - под колесами на ту сторону, вытянула все деньги, которые у нее были, и попыталась вложить ей в руки.
По словам Раневской, ее обуял такой стыд, какого никогда в жизни больше не чувствовала. Эта украинка сказала: "Панi, я бiдна, але не така вже й нещасна. Я вам дякую". Фаина ушла с деньгами назад... Она говорила, что глаза той женщины запомнила навсегда, - в них были достоинство, благодарность и боль... После этого она во Львов больше не ездила.
На 11-летии "Бульвара Гордона" с первым Президентом Украины Леонидом Кравчуком Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Роман Григорьевич, а это правда, что вы хотите поставить спектакль, в котором сыграли бы Данилко, Шифрин и Галкин?
- Очень хочу. Вчера, когда мы уже выходили с артистами на поклоны, я увидел в зале Андрея и не сдержался. Нас принимали прекрасно, и настроение было замечательное, иначе таких слов я бы никогда не сказал. "Вот, - обратился я к зрителям, - сидит Данилко: он все никак не выкроит время на репетиции с Галкиным и Шифриным, не дает мне поставить спектакль. Может, не хочет с кем-нибудь из них играть? Но я-то знаю, что хочет... Умоляю, аплодируйте ему до тех пор, пока он не согласится". Бедный ребенок встал и закачал головой: дескать, согласен. Я просто мечтаю об этом, да и ему сейчас нужен кульбит, которого от него не ждут.
"ЮНЫЙ ДАНИЛКО СПРОСИЛ: "Я БУДУ АКТЕРОМ?". УВИДЕЛ Я ЭТИ ГЛАЗА И БЕЗ ПАУЗЫ СКАЗАЛ: "БУДЕШЬ!"
- Знаю, что много лет назад, когда этого бедного ребенка еще никто не знал, он подошел к вам на Крещатике...
- Эти глаза я буду помнить до конца своих дней. В Киеве у нас шли гастроли -кажется, мы привезли "Служанок".
- Это сколько же лет назад было?
- Не помню. Про годы я никогда не помню - ты должен это понять! Иду, значит, мимо Министерства культуры, а там шел ремонт, крыша светилась стропилами деревянными, и вдруг кто-то меня догоняет: "Можно до вас дотронуться?". - "Дотронься". Он умоляюще смотрит: "Я буду актером?". Увидел я эти глаза и без паузы сказал: "Будешь!". Мы разошлись, и снова я слышу за спиной: бум-бум-бум - ноги! Опять он: "Я буду актером?". - "Я же тебе сказал, - отвечаю, - что будешь". - "Спасибо!". Все!..
Прошло время, у Шифрина юбилейный вечер, и какой-то парень, которого я не знаю, показывает номер ну просто грандиозный - все мы кричали "Браво!". В антракте бегу к Фиме: "Фимуля, где ты нашел этот талант?". Шифрин удивленно: "Вы что, шутите?". - "Какие могут быть шутки?". - "Ну это же он!". - "Кто?". - "Тот парень, который в Киеве к вам подходил".
Потом появился Андрей, и я просиял: "Господи, те же глаза!". Вчера ему тоже напомнил: "Не забывай о той встрече. Сыграй хотя бы в благодарность за то, что я напророчил тебе судьбу актера".
Он обещал - будем теперь ждать...
- Напоследок: что за история произошла в прямом эфире ОРТ, когда вам позвонила туда Пугачева?
- Начинается! Это была утренняя программа на Первом канале про желтую прессу. Как Алла считает, "Бульвар Гордона" - это желтая пресса.
- Ну, это только она так считает!
- Я же и говорю, что она... Тем более я член нашего редакционного совета, и буква "В" в самом начале - значусь после Андресюка, Блохина, Боярского и Буряка. Что-то вы написали тогда про Киркорова - не помню уже что. Наверное, какую-то правду... И вот идет передача, Андрей Малахов напротив меня, люди смотрят (стоял прекрасный день - в такой не грех посмотреть телевизор). Ведущий спрашивает, что у меня общего с "Бульваром Гордона", а я защищаю нашу газету, объясняю, почему она самая лучшая. (Или массовая - кто как хочет, так ее и классифицирует, но она очень нужна этой стране). Тут звонок, и я слышу знакомый голос: "К тебе обращается Алла Пугачева!"... И как понесла на меня, наехала на "Бульвар"... От неожиданности я начал кричать: "Алла, ты сейчас не на кухне!". Потом взял себя в руки: "Вы же не домохозяйка. Тон нехороший. Почему вы не слышите, о чем я говорю?", ну и так далее.
Она опять что-то свое... "Молчать! - рявкнул. - Слушай меня!". Умолкла. Все, что хотел, я ей сказал, и тут мне показывают, что время уже закончилось. Вижу - на камерах красные огни погасли, и с радостью говорю... (Смущенно).Нет, не могу это повторить, потому что ты все равно не напечатаешь. В общем, я сказал: "Старая..." - и на букву "п", то есть манюрка, но в другом понимании. Дима, все это пошло в эфир! Что тут началось! Руководители канала прибежали с шампанским и с коньяком.
"Дима, я благодарен тебе за то, что ты меня пригласил. Сердце мое чувствует волны, которые от тебя идут. Я твой!" Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
- Еще бы - рейтинг, наверное, зашкалил...
- Тем не менее Аллу я уважаю, и она отвечает мне тем же - сама недавно призналась... "Известия" ее спрашивают: "Что вы будете делать, если закончите петь?". Она в ответ: "Мечтаю, чтобы Виктюк со мной как с драматической актрисой спектакль поставил". Поставлю с радостью...
Ну все! Больше у тебя вопросов нет...
- Есть... Я хочу сформулировать...
-...какой хитрый! Мне не дает, а себе дает. Повторяю еще раз: слова - это такие вроде волны, они единственные могут воссоздать любовь, которая в Дмитрии есть!
"НАПИШИ НА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЕ, ЧТОБЫ ХОТЬ ЧИНОВНИКИ БЕЗ ОЧКОВ ПРОЧИТАЛИ: "ДАЙТЕ ВИКТЮКУ ЧТО-НИБУДЬ"
- Когда-то, Роман Григорьевич, вы сказали, что человек - создание бисексуальное, в котором поровну присутствуют и женское, и мужское начало. Вы и сегодня так думаете?
- Ну, это же написано во всех книжках... В каждом есть мужская и женская половинка, а у актера иначе просто и быть не может. С давних времен его воображению требовалась особая гибкость: чтобы, если это мужчина, он мог нырнуть в душу женщины, а если женщина - в мужскую. Я вот мечтал поставить с Алисой Фрейндлих, Наташей Гундаревой и Лией Ахеджаковой пьесу японского драматурга про Гитлера, причем Фрейндлих должна была играть фюрера.
- Она согласилась?
- Конечно! Там были три главных немца: Наташа, Лия и Алиса, потому что, как сказал великий, если поскрести у каждого политика-мужчины тут, возле сердца, штукатурка отпадет и проступит женская натура. Гитлер был необыкновенной истеричкой, и передать это могла лишь Алиса. Я рассказал ей о том, что, когда передовые советские части входили в Берлин, он прятался в немецком бункере. Ему говорят: "Въезжают", а он сидит со спутанной пленкой, на которой записана опера Вагнера, и ничего не слышит.
- Да он просто был меломаном!
- Возможно, искал спасения в музыке... В то время Гитлер, наверное, пальцами чувствовал, что там записано... Вагнера, кстати, он знал прекрасно, поэтому разбирал пленки и ничего не хотел слышать.
- Роман Григорьевич, 28 октября вам снова исполняется 19, и в этот счастливый день две страны, которым вы себя посвятили, Украина и Россия, обязательно, как мне кажется, должны для вас что-то приятное сделать. Не знаю, может быть, это сказки, но я слышал, что мэр Москвы Лужков дарит вам 12 миллионов долларов на строительство в столице России нового здания Театра Романа Виктюка...
- 12 миллионов? Больше! При этом он не называет это подарком, а считает своим вкладом в искусство.
- Так эти деньги уже выделены и театр будет?
- Выделены! Будет! С нового года начинаются и строительство, и ремонт - все на свете, и я твердо знаю: этот дворец света для людей будет открыт.
- Не сомневаюсь, что в России вас наградят по заслугам, но лично мне интересно, что готовит вам Украина, ваша любимая родина?
- (Якобы от неожиданности роняет ключи на стол). Ты слышишь?
- ???
- (Снова роняет ключи).
- Я понял, кажется, слышу...
- Это ответ на вопрос.
- В этом году исполнилось 70 лет Виталию Коротичу - государство не дало ему даже самой скромной награды. Отметила 75-летие легендарная оперная прима Евгения Мирошниченко...
-...я ее страшно люблю!..
- Только через неделю после ее юбилея, когда "Бульвар" написал об этом на первой странице, государство спохватилось и удостоило ее звания Героя Украины. Теперь вот вы...
- Умоляю тебя: готовь текст на первую страницу. Напиши, что я все-таки национальный герой...
-...гордость...
-...и рыцарь, который прославил Украину на весь мир. И это не я - народ так решил. В общем, пиши что хочешь, а я буду ждать. Только печатай большими буквами, потому что не все хорошо видят. Там, где логотип "Бульвар Гордона", такими же буквами поставь...
-...Виктюк...
-...и напиши: "Дайте ему хоть что-нибудь!". Пусть государственные чины без очков прочитают, хотя... Нет, Дима, я ничего не жду. Я благодарен Украине, благодарен тебе за то, что ты меня пригласил. Сердце мое чувствует волны, которые от тебя идут. Я твой!
- Роман Григорьевич, я вас очень люблю и желаю, чтобы 20-й ваш год был не хуже, а может, и лучше, чем уже прожитые прекрасные 19!
- Обещаю: с точно такими же глазами я к тебе приду и в 20.
В связи с 70-летием Романа Виктюка выдающиеся деятели искусств Украины направили письмо Президенту
|