Актер, режиссер и драматург Александр ДЕНИСЕНКО: "Многие до сих пор не понимают, как извращенно мы жили. Разрывали могилу Гоголя, лазили знакомиться с Пушкиным... В 1927 году в Доме учителя был выставлен для показа мозг писателя Короленко"
В ЗОНАЛЬНОМ ТЕАТРЕ, ГДЕ РАБОТАЛ ОТЕЦ, БЫЛИ В ОСНОВНОМ МЕЙЕРХОЛЬДОВЦЫ, ВАХТАНГОВЦЫ, СТАНИСЛАВОВЦЫ"
- Вы родились в семье, целиком принадлежавшей к киносреде: папа - кинорежиссер, мама - известная киноактриса. Каково было расти в такой атмосфере?
- И отец, и мать принадлежали к довоенному поколению, они пришли из войны, из сталинских тюрем и детдомов. Отец сидел за буржуазный национализм с 1948 по 1953 год, а мать была круглая сирота из Карпат.
Отца посадили фактически за то, что он учился на режиссерском факультете вопреки существовавшему тогда возрастному цензу: до 25 лет не брали на режиссуру.
Отец после первого актерского курса в качестве исключения был переведен на режиссуру, а через полгода ему дали сталинскую стипендию. И на него настучали, что он в компании слушал антисоветский анекдот и не сообщил в органы. На самом деле это была чистка студентов города Киева. Каганович приехал 7 ноября 1948 года на празднование годовщины революции и привез разнарядку: посадить 300 киевских студентов. А буржуазный национализм - это традиционная статья.
У нас была семья интеллигентов. Дедушка работал инженером-строителем в Харькове, жил в доме писателей на Сумской. Бабушка оканчивала медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира, работала зав физиотерапевтическим отделом Октябрьской больницы и дружила с Полиной Петровной Довженко, которая работала в той же больнице. Поэтому отец после войны поехал поступать к Александру Петровичу Довженко во ВГИК, но
из-за голода вернулся, после того как 10 дней ничего не ел. Он сел на крышу поезда и, черный от дыма, вернулся в Киев. Потом он поступил в киевский театральный и на втором курсе оказался в зоне.
В зональном театре, где он работал в последние годы заключения, были в основном мейерхольдовцы, вахтанговцы, станиславовцы. Он там прошел очень хорошую театральную школу и всегда хвалился знаниями, которых не имели многие наши режиссеры: ведь биомеханику он изучал почти из первых рук. Отец рассказывал, как они бродили по Сибири, проходили этапы, как балерины грели ноги у костров, чтобы от холода не порвались связки. В их зональном театре было 300 человек! Там был и хор, и оркестр, и балет.
После смерти Сталина отца реабилитировали, и когда он ехал через Москву, зашел на Кутузовский проспект к Александру Петровичу Довженко. Бритый, в фуфайке, позвонил в дверь, открыла Юлия Ипполитовна Солнцева. Жена Довженко не узнала отца и страшно испугалась. А потом появился Александр Петрович. Довженко в то время находился в очень стесненном материальном положении, и отцу бросились в глаза истрепанные рукава его сорочки.
- Александр Владимирович, вы ощущали свою принадлежность к какой-то другой, особенной среде?
- Мы никогда не были богатыми. Мне не покупали модные тогда джинсы, хотя я учился в школе вместе с детьми из ЦК. Мой отец был невыездным, его даже не пустили на Венецианский фестиваль, на который его пригласили с фильмом "Роман и Франческа", где снимались Гурченко, Паша Морозенко. Мама выгладила сорочки в дорогу, он уже садился в самолет, когда его сняли. Отец не был стукачом. Те, кто сидели и стучали, потом стали выездными, и сейчас они делают погоду в парламенте - я многих из них знаю.
- Вы гордились мамой, известной тогда уже актрисой?
- Чувства гордости у меня не было, потому что меня очень строго воспитывали. Каждую субботу за огрехи я получал от отца взбучку. Когда мы были на съемках в деревне, он запрещал мне ходить без верхней сорочки - тогда мне было всего 10 лет. А однажды, когда я ехал на велосипеде и выпендривался, он меня остановил и тут же, при народе, наказал за то, что я форсил.
Мама была очень красивая, но в детстве я ее не помню - у меня была нянька. У мамы каждый год было по три-четыре картины, она моталась из одного города в другой. Я скучал по ней, искал ее, залезал в шкаф, нюхал ее вещи. Общение с родителями было редкостью, и когда я мог с ними поговорить, испытывал большое счастье.
- Ваш отец умер довольно рано - в 54 года. Что произошло?
- Его сильно били в зоне. Вскрытие показало, что перебита печень, и она неправильно срослась. К тому же у него был сахарный диабет и высокий болевой порог, поэтому он вовремя не ощутил ишемического припадка. Для меня его смерть до сих пор утрата. В его жизни, в его облике были приметы мудреца, хотя он был неверующим. Это передалось и мне. Правда, я пытался приобщиться к православию: лет шесть назад даже поступил в семинарию, чуть-чуть проучился и убежал. Я даже самовольно крестился в грузинской церкви. Мать, узнав об этом, сказала: "Хотя бы посоветовался со мной - ведь я уже покрестила тебя в греко-католической церкви тайком от папы!". Я думал найти в православии основу для мировоззренческих вещей, но не нашел, а понял лишь, что это компилированная литература.
- Во что же вы верите?
- Я верю в систему отражений. Что все повторяется, все оставляет отпечаток. Безусловно, я верю в существование какого-то начала, но это скорее наукообразное, нежели религиозное мировоззрение.
"АНДРЕЙЧЕНКО НЕ С КЕМ БЫЛО ПИТЬ, ОНА САЖАЛА МЕНЯ НАПРОТИВ И ОБО ВСЕМ РАССКАЗЫВАЛА"
- Вы окончили и актерский, и режиссерский факультеты. Не знали, на чем остановиться, или сознательно получили два образования?
- Я всегда хотел быть режиссером. Но отец считал, что я должен окончить правильный факультет, а потом заниматься всем, чем захочу. Я бросил три курса кибернетики и поехал поступать на режиссуру в Москву - тайно. Потому что отец сказал, если я брошу университет, он мне выбьет зубы - была такая фраза. Я взял справку, что у меня отит среднего уха, и таким образом откосил от экзаменов. Долго симулировал в больнице отит, чтобы не пропал университет. А виной всему была Наташа Андрейченко, которая снималась у отца в "Жнецах" и много пила.
![]() "Картина, которую я снимал, очень бедная по бюджету. Поэтому я давал собственные деньги". Слева - Александр Денисенко в образе |
Ей было не с кем пить, и она сажала меня напротив и рассказывала о всех актерских делах. Я читал ей свои стихи, и именно она подтолкнула меня срочно поступать в театральный. Но на режиссерский я не поступил, поскольку набор уже закончился, и тогда, чтобы не возвращаться ни с чем, поступил на второй актерский курс к Бондарчуку. Окончил курс, похудел, начал сниматься в разных фильмах и вернулся сюда.
- А почему не продолжили заниматься актерской профессией основательно?
- Я не считаю актерство профессией - в нем нет самодостаточности. Актер может реализоваться лишь тогда, когда есть хорошая драматургия или хороший режиссер. Меня этому научил еще Ефим Копелян, который, приезжая в Киев, всегда останавливался у нас. Он рассказывал о трагедии актера, вынужденного сниматься у режиссера, ничего не понимающего в профессии. И при этом актер обязан смотреть на него собачьими глазами. Поэтому горькую актерскую участь я прекрасно осознал еще в юности. И когда в Киеве увидел вокруг себя беспомощных режиссеров, решил: зачем оставаться в этой профессии?
- Почему вы не остались в Москве?
- Мне не нравится Москва. Там обилие театров, красиво и здорово, но для меня это чужая культура. Эти огромные пространства... Я там все время болел, чихал, кашлял, шесть месяцев не мог вылечиться от бронхита.
- Все современные драматурги жалуются, что их произведения не ставят. А ваша пьеса идет в Театре Франко. Как она попала туда?
- Благодаря "Курьер-Кривбассу", в котором была напечатана.
- Почему такой экзотический выбор - "Курьер-Кривбасс"?
- Потому что они меня не сокращают: как отдал, так и печатают. Я пошел в журнал "Киев" - там выкинули 60 страниц. Я к этому болезненно отношусь.
- Вы ходили на репетиции спектакля?
- Нет. Мне Ступка запретил. Я нервировал Белозуба. И он, как начинающий режиссер, обратился к Ступке, а Ступка попросил - не приказал, - чтобы я не ходил на репетиции. В результате очень многое из пьесы выброшено и практически изменен ее смысл. Но я пережил много смертей близких, переживу и смерть своей пьесы.
- Для того чтобы написать пьесу о Тарасе Шевченко, вы длительное время работали в архивах. Но нынче время развенчания героев. Пишут, что Леся Украинка и Ольга Кобылянская - лесбиянки, Шевченко - вурдалак... Что вы искали в архивах?
- Шевченко - единственный украинский писатель, который стал литературным героем. И я его рассматриваю в двух плоскостях: его личная жизнь, которая до конца никогда не может быть разгадана, и его творчество. Никто не может понять, почему маму Шевченко похоронили не на кладбище: разве она покончила жизнь самоубийством? Никто не задается вопросом: находится ли в каневской могиле тело Шевченко? Если разрывали могилу Гоголя и лазили знакомиться с Пушкиным, можно ожидать всего.
В 1927-1928 годах 16 эндокринных систем русских писателей было выставлено в здании Дома учителя. И в том числе мозг писателя Владимира Галактионовича Короленко. Я списал это с хроники съезда патологоанатомов и хирургов СССР. Многие до сих пор не могут понять, как извращенно мы жили!
"ШЕВЧЕНКО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАЛ ЖЕНЩИН, КАК БАБОЧЕК"
- Когда вы писали пьесу, ваш Шевченко был похож на Панчука или Панчук теперь похож на вашего Шевченко?
- Да какой Панчук, при чем здесь Панчук?! Его взял Белозуб, а я вообще хотел ставить спектакль, в котором Шевченко не был бы фотографической копией. Шевченко - герой и художник. А художник не может жить без музы. Он ее награждает разными несвойственными женщине качествами. Наступает момент прозрения, и она перестает быть его музой, он находит другую. Но без нее он не способен существовать.
До тюрьмы Шевченко любили женщины, и он совсем не собирался жениться. Он коллекционировал их, как бабочек. А когда вышел из тюрьмы, перестал быть мужиком. Женщин уже не было в таком количестве, и он решил жениться.
- В каком смысле перестал быть мужиком?
- В прямом. Он очень болел - водянка, малярия, а умер от разрыва сердца. Поэт находился в страшном состоянии после заключения, был настолько истощен, что его рука просвечивалась сквозь свечу.
В спектакле я хотел сделать хеппи-энд. Они же (постановщики. - Авт.), не знаю почему, вложили в Шевченко все комплексы своей нации, все чаяния. Повесили его портрет в изголовье, но молятся не ему, а своему страданию. Для них Шевченко - это страдание, но во время постановки никто, видимо, даже не подумал о том, что Шевченко - это человек, который так умел рисовать пейзажи, что хочется посмотреть за линию его карандаша. Его гравюры размером 5 х 5 см, а смотришь - и не можешь понять, как это сделано.
- Спектакль не принес вам морального удовлетворения?
- Я пишу не для того, чтобы кто-то это оценил. От работы, если она получается, я испытываю колоссальную радость. Когда пишу, хохочу, плачу - типичное состояние психически больного. Я прекрасно знаю, как можно сделать произведение для широкой публики. Но в то же время я прекрасно понимаю, что такое произведение будет изобиловать клише и пустыми фразами. Чтобы люди поняли! Потому что уровень зрителя очень низкий.
Конечно, у нас страна выживающих людей. Однако неумение упорядочить элементарные общественные нормы говорит об отсутствии культуры у власти и у народа. А начинать поднимать культуру надо с того, что заставлять выходить на работу в чистой рубашке. Надо начинать со штрафов за плевки и за матюги.
- Может, у нас ментальность такая?
- Это не ментальность, а грубость характера, отсутствие желания быть красивыми. Вы знаете, что киевские проститутки до 1917 года не могли показаться в общественном месте? Проститутка на Крещатике не могла пройти по той стороне, где стоит Дума. А вы знаете, что нищими до 1917 года могли быть только членоповрежденные и дети-сироты? Если же человек просто беден, но здоров, он не мог быть нищим. В Киеве касту нищих возглавлял инвалид Иван Босой, который жил под Анреевским собором. Он никогда никому из своих подданных не давал денег, а только пищу. Если кто-нибудь просил у него копеечку, говорил: "Иди заработай!".
- Каждый режиссер хочет идти в ногу со временем. Почему же сегодня фактически отсутствует кино о современных украинцах?
- Они не красивые. Они не вызывают в зрителе симпатии. Они могут быть только осмеяны, что часто делается в комедийных телевизионных программах. И там их показывают не только смешными, но и глупыми. Хотя это совсем не так. Я не вижу особого достоинства в том, чтобы охаять тех, с чьей помощью ты существуешь в этой стране. Даже самый падший, самый несчастный человек в самых неблагоприятных ситуациях находит силы сопротивляться. Я ставлю фильмы о человеческом достоинстве.
- По какому принципу отбираете актеров?
- Знаю: хороший артист - и беру.
- На съемки фильма "Троянский спас" вы пригласили модель. Наряду с безусловными плюсами - красивой внешностью, фигурой - у моделей есть огромный минус - часто полная актерская несостоятельность.
- Кино - искусство типажа. Сначала я взял на эту роль китаянку из шести китаянок, которые ко мне пришли. Потом они написали письмо о том, что "нельзя оскорблять китайский народ", и попросили меня расписаться. "А я не знаю, что для вас считается оскорблением", - говорю им. Поэтому от китаянки отказался.
Пришла модель Перес Фуэнтэс, отвела глаза... А я вижу, как в правом уголке ее глаза зажглась искорка. Я понял, что она сыграет эту роль. А одна девушка пришла -
мощная, накачанная, страшная в своей силе... Если бы я ставил фильм с прямым указанием на смешное, я бы, конечно, взял ее.
"Я УЖЕ ПОТРАТИЛ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ ГРИВЕН ИЗ СВОЕГО ГОНОРАРА НА ОБЕДЫ ДЛЯ СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ"
- Правда, что вы платите гонорар артистам из собственного кармана?
- Не гонорар, а деньги за исполнение собственной роли я отдаю на обеды всей группе. Но поскольку этих денег у меня не очень много, то они две недели поедят, а потом не едят. Я уже потратил около четырех с половиной тысяч гривен из своего гонорара.
- Вы знаете, что будет с фильмом после того, как закончите снимать?
- Я не знаю, какой будет прокатная судьба картины, ведь у нас нет системы проката. Но то, что она будет иметь резонанс, однозначно. Меня уже ненавидят националисты, которые считают, что я "знеславлюю український народ". Уже пошли слухи, что это фильм уровня Верки Сердючки. Мне очень важно пройти по этому лезвию, чтобы не было скатывания в тупой, дешевый юмор.
Картина очень бедная по бюджету: полтора миллиона. Мы снимали в условиях каменного века. Бывает, что водитель привозил на съемочную площадку людей, а потом ехал на своей же машине в Киев, чтобы пересесть там на поливочную машину и приехать на съемки. Нам дали камеру с тремя объектами. Этой камерой снимали еще "От Буга до Вислы" - первый рефлекс, который купил Левчук.
Да, я даю собственные деньги. А как не давать? У меня половина группы - пенсионеры и студенты. У меня дети Чернобыля работают, которые рельсу не могут поднять. Новое поколение вообще бракованное - половина в армию не проходит. Я вынужден тащить на себе массу профессий. А у нас сложнопостановочное кино, каскадные эпизоды, съемки с дублером, падение в воду, прыжки на машине. Это непосильный труд. Дальше бюджетное кино в таком состоянии делать нельзя!
На кинолога, например, денег не хватает, и мы снимаем к одному плану четыре дубля, а на собаку полагается один к девяти. Собака ведь не человек - ей сложнее сыграть. Только 25 дублей ушло на слово "дурак", которое она у меня должна говорить.
- Научили?
- Ничего она не сказала - пришлось делать компьютерную графику.
- Вы снимали фильм по собственному сценарию. Не потому ли, что долгое время у нас профессия сценариста игнорировалась?
- Когда-то киностудия имени Довженко была тем местом, где решались все компромиссы. Сюда сбрасывались все сценарии Союза, которые не ставились в других республиках, - тут соглашались на все. Киностудии невыгодно было иметь профессиональных сценаристов. И хорошие сценарии, такие, как "Сорок первый" Чухрая, "Два Федора" Хуциева, уходили на другие студии. Шукшин тут долго носился со своим сценарием. Он жил в коммуналке над центральным гастрономом, там печатал, и стук машинки разносился с утра по всему Крещатику.
От сценария фильма зависит очень многое. Не напрасно, когда у Жана Габена спросили: "Что заставляет вас сниматься в кино?", он ответил: "Три вещи: сценарий, сценарий и сценарий".
Когда принимали мой сценарий, комиссия возмутилась: "Почему у вас пьяные кумовья в селе говорят слово "срака"?". Я ответил: "Обратитесь к 20-30-м годам, когда слово "срака" было нормальным украинским словом и печаталось в каждом словаре. А какое слово вместо него они должны говорить?". Но все же я уступил и заменил "срака" на "гепа". Вот на таком уровне у нас до сих пор происходят обсуждения.
- Люди, работающие в кино, театре и на телевидении, - люди со специфическим режимом работы. Как ваша семья мирится с этим?
- У меня жена с утра до ночи работает, сын полностью самостоятельный, хотя ему только 11 лет. Я в 11 лет сам жил три недели. Готовил себе еду. Помню проблемы с обжаркой курицы - чаду слишком много было. Зато сейчас борщ, по крайней мере, сварить могу.


Владимир БЕССОНОВ: "У меня были квартира, машина, дача и деньги на сберкнижке, отложенные на старость. Когда произошла девальвация, в один момент я стал нищим"
На Ливановых напал с ножом родной сын
Сколько стоит звезда
Бедные толще богатых
Мелкий бес
Юозас БУДРАЙТИС: "Прибалтийским актерам не давали таких ролей, как Янковскому или Петренко. Мы были обречены играть фашистов и миллионеров"
Александра КУЖЕЛЬ: "Муж жалуется моим подружкам: "Надоело, что Александра всегда приходит домой с грудью, оплаканной народом"
Лидер группы "Спейс" Дидье Маруани гастролирует по-семейному
Аркадий АРКАНОВ: "Все происходящее на Земле - результат эксперимента, поставленного с определенной целью"
Актер, режиссер и драматург Александр ДЕНИСЕНКО: "Многие до сих пор не понимают, как извращенно мы жили. Разрывали могилу Гоголя, лазили знакомиться с Пушкиным... В 1927 году в Доме учителя был выставлен для показа мозг писателя Короленко"
У "оскароносицы" Хэлли Бэрри появился рыжий бой-френд
В ближайшее время Бьорк презентует свой "Костный мозг"
Ягодицы Кайли Миноуг - лучшие в мире
Смерть миллиардера
Вдовиченков чуть не погиб
Распутина и Киркоров записали римейк
Умер ядерный бомбардировщик Нагасаки
Дарью Донцову обхамил журналист
Игорь Николаев обиделся на "Агату Кристи"
Граф Монте-Кристо борется со смертью
Принцесса Монако вновь разводится
Принц Чарльз впервые проехался на такси
Женя Миронов сыграет Солженицына
У Гурченко проблемы с ногами
Юлия Меньшова завела новый роман?
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги