В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Наш дом - дурдом

Психиатрическая клиника имени Ленина отпраздновала день рождения Михаила Булгакова

Лада ЛУЗИНА 31 Мая, 2005 00:00
Московская антреприза "Мастер и Маргарита" с Иваром Калныньшем и Анной Самохиной поразила киевлян до глубины души
Нынешний весенний месяц май, 114 лет назад подаривший нам Михаила Булгакова, был ознаменован разнообразными чудесами.
Лада ЛУЗИНА

Нынешний весенний месяц май, 114 лет назад подаривший нам Михаила Булгакова, был ознаменован разнообразными чудесами. Первомайская Пасха совпала в этом году со всемирным шабашем ведьм - Вальпургиевой ночью. Пятница, как и положено, - с 13 числом. В Музей Булгакова, расположенный на Андреевском спуске, 13, пришли спонсоры UMC и, следуя легендарному тезису Мастера, сами все предложили и сами все дали, хотя никто их об этом и не просил.

Скульптор Николай Рапай изваял макет долгожданного памятника Михал Афанасьевичу, воплощение коего обещают установить рядом с его домом к 115-летнему юбилею. И вроде бы сам Александр Омельченко даже высказал мысль: "То, что у Булгакова в Киеве до сих пор нет монумента, - это нехорошо".

Хоть я бы на его месте сказала круче: относится к разряду необъяснимых мистических парадоксов! Особенно если пройтись по улицам города, где стоят изваяния в буквальном смысле кому попало, включая туркменского поэта Махтумкули Фраги... Впрочем, пока все только разговоры. И на памятник всемирно известному писателю, которого породил Киев-град, по-прежнему не хватает денег. Единственным заметным событием в день рождения знаменитого киевлянина стал приезд московских гастролеров со спектаклем "Мастер и Маргарита".

Время было выбрано удачно: родившийся в ночь на 16 мая Михаил Булгаков отмечал свой праздник вовсе не 15-го (как записано в его биографии), а 16-го. Место - еще удачнее! Столь любимый Булгаковым Киевский оперный театр, где одного только "Фауста" он смотрел ровно 41 раз! В зале я заметила жену певца - Марину Зиброву (как всегда, в розовых рюшиках, белых кудряшечках и стразовых пряжечках) и почувствовала: на этом чудеса и удачи заканчиваются... Как в воду глядела.

В течение жизни я видела дюжину "Мастеров" и столько же "Маргарит". Особенно в школе, когда роман вырвался из подполья и его инсценировки штамповали, как кооперативные джинсы. И поверьте мне, со времен своего перестроечного детства я еще не видывала такой уникальной халтуры!

Словно кто-то вернул меня в 90-е годы, где народонаселение упивалось откровениями в виде голых девок, роскошью в виде золотых фраков и наскоро состряпанными шедеврами на злобу дня. Две девицы в ажурном белье, стоящие раком, услужливо выставив попы, и пристроившиеся к ним сзади Берлиоз и Бездомный, беседующие о Христе. "Лазерное шоу", со стандартным набором картинок для эстрадного концерта. Балет, ангажированный в каком-то безработном варьете, чтоб заполнить паузы. Парижский канкан с задиранием ног вначале и демонстрацией задов в конце, почему-то отплясываемый в советском ресторане "у Грибоедова". Три пары в классических бальных платьях, решивших продемонстрировать нам свое конкурсное выступление как иллюстрацию к любви Мастера и Маргариты. И два гвоздя, на которых кое-как держится эта сложноподчиненная лажа, - звезды кино Ивар Калныньш и Анна Самохина. Но о них, бедных, позже...

Вначале нас честно предупредили: "Мы разыграем вам страницы из романа, ибо поднять весь роман - задача, увы, неподъемная". И все же соврали. За весь спектакль артисты не смогли поднять даже полноценной страницы!

То, что последовало дальше, напоминало в лучшем случае капустник - КВН провинциального разлива на тему "М. и М.". Жуткую окрошку из текста книги, перевранного, перефразированного, выдранного по репликам то там, то сям. Разбавленную той самой сырой водой отсебятины, которую "какая-то неопрятная девушка подливала из ведра в ваш громадный самовар, а чай между тем продолжали разливать. Нет, милейший, так невозможно!".

Троица, символизирующая Воланда и свиту, выходит на авансцену... "Какой интересный город, не правда ли? - бросает князь Тьмы реплику из конца рукописи. - А изменились ли горожане внутренне? - перескакивает он на середину произведения. - Например, не забывают ли они отключать мобильные телефоны?". (В зале недоуменная тишина). Тут Сатана, что крайне символично, резво перепрыгивает на монолог булгаковского конферансье, заслуженно наказанного за плоскостопие в остроумии: "Как-то на днях встречаю я приятеля и говорю ему: "Отчего не заходишь к нам? Вчера у нас была половина города". А он мне отвечает: "А я живу в другой половине". Следующее предложение романа зрители в отличие от артиста отыгрывают просто гениально. "Бенгальский сделал паузу, ожидая, что произойдет взрыв смеха, но так как никто не засмеялся, то он продолжил...".

В том же духе и с тем же эффектом. "Кто же управляет жизнью человеческой?". - "Сам человек и управляет". (Дальше - "шутка"). "Человек - это звучит гордо!". (В зале равнодушная тишина). "Я поэт Бездомный", - заявляет Иван, угодив в клинику для душевнобольных. "Так не волнуйтесь. Теперь у вас будет дом. Здесь", - толкает профессор кавээновскую хохму. (В зале неприязненная тишина).

Из чего следует: "горожане" и впрямь изменились. И Булгаков для них давно не балаган. Не развратный бал Сатаны, который устраивали некогда "новые русские", купая в шампанском своих голотелых шлюх. Не тупые отсылки к абсурду советского прошлого. И его день рождения аж никак не повод заработать немножко денежек, продемонстрировав нам пару киношных любимцев.

Тем паче что кино - не театр. И это на экране красавец Калныньш - прекрасный фактурный актер. В том плане, что фактура у него замечательная и работает за него сама, вызывая положенный дамский восторг. Особенно если роль дублирует за кадром кто-то другой. На подмостках же в образе Понтия Пилата Ивар вызвал жалость.

Не оттого, что у прокуратора Иудеи ужасно болит голова и спасти понравившегося Иешуа ему так и не удается. А потому, что, громко объявив о своей жутчайшей мигрени, артист не смог сыграть даже головную боль. Сказал, мгновенно забыл и принялся резво бегать по кругу.

Что же касается его чувств к Иешуа - о них могли догадаться лишь люди, читавшие роман. Желая хоть как-то подчеркнуть намерение Пилата, режиссер заставил его повторить реплику: "Ты забыл, что говорил" три раза подряд, все громче и громче. О том, дабы передать то же самое интонацией голоса, не могло быть и речи - все свои способности прибалтийский актер тратил на то, чтобы говорить по-русски.

У красавицы Анны Самохиной была идентичная проблема - все ее силы ушли на передвижение по сцене в умопомрачительной обуви. С какой стати Маргарита оказалась разодетой в проституцкие красные лаковые сапоги, обтягивающие ногу, как чулок, и доходящие ей почти до паха, осталось тайной. Но вот разгуливать в них, а тем более становиться на колени, желая обнять своего падшего Мастера, ей было явно трудно. И поскольку выдержать столь непосильную актерскую нагрузку на протяжении целого спектакля красотка не могла, - после антракта ее заменила другая актриса.

Так что колдунья-неудачница из сериала "Черный ворон" и тут как ведьма не удалась. Славноизвестный полет верхом на щетке происходил исключительно на словах и в полной темноте. А когда свет зажегся вновь, мы увидели совсем иное - молоденькое, пухленькое существо, неуверенно произносящее текст и мило хлопающее глазками. В то время как зрители хлопали ресницами в унисон с ней, силясь понять: откуда взялся этот ребенок и почему Азазелло и Бегемот называют его Маргаритой Николаевной?

Пять минут спустя, убедившись, что это не глюки, я, поразмыслила и пришла к выводу: некоторые основания для такой подмены все-таки были. Всему виной крем Азазелло, благодаря которому Анна Самохина должна была сильно помолодеть и в результате омолодилась до состояния... Александры Самохиной. И в то, что вторая - однофамилица первой, верилось с превеликим трудом. В то, что она - Маргарита, нельзя было поверить и под гипнозом. Эдакая послушная девочка Мальвина на приеме у Дьявола... Мама родная! А с другой стороны, должна же как-то родная мама пропихивать в люди любимую дочь.

Да и никакого особого возмущения данный инцидент уже не вызывал. Во время антракта я успела изучить программку, и все сразу встало на свои места. Какие вообще могут быть претензии к спектаклю, если на месте, где должно стоять название театра, в листовке красуется надпись: "Психиатрическая клиника имени В. И. Ленина"? А там, где обычно обозначают жанр (трагедия или комедия), написано: "Сеанс черной магии. Только для сумасшедших. Плата за вход - разум".

Остается лишь помянуть режиссера Белькевича, воплотившего этот жанр в жизнь, добрым словом Булгакова: "- Между прочим, этот мне надоел. Суется все время, куда его не спрашивают, ложными замечаниями портит сеанс! Что бы нам такое с ним сделать?

- Голову ему оторвать! - сказал кто-то сурово на галерке.

- Как вы говорите? Ась?.. Голову оторвать? Это идея!".



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось