В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
От первого лица

«Что-то стали нажимать на патриотизм. Не проворовались ли?»

Виталий КОРОТИЧ. «Бульвар Гордона» 1 Октября, 2010 00:00
С помощью одного-двух прилагательных умелые чиновники могут перевернуть с ног на голову что угодно.
Виталий КОРОТИЧ
С помощью одного-двух прилагательных умелые чиновники могут перевернуть с ног на голову что угодно. В Китае, например, безработные называются «резервом рабочей силы», чтобы никто не упрекал коммунистическое правительство в капиталистических пороках. Американцы придумали замечательный термин friendly fire, то есть «дружественный огонь» - для случаев, когда их артиллерия или вертолеты лупят по своим. Есть еще у них заменитель цензуры под названием political correctness, под который можно подвести что угодно, обвинив журналиста в некорректном сочинительстве и за это уволить его или крупно оштрафовать.

Увы, самые яркие примеры чиновничьей виртуозности в придумывании эпитетов, переворачивающих все вверх ногами, были явлены в нашей бывшей стране. Вместо нормального суда появился «народный суд», депутаты тоже стали «народными», справедливость - «классовой», соревнование - «социалистическим» и так далее. Вместо общества с устройством, основанным на строгой законности, крепло общество, где жили «по понятиям», согласно которым людей и сортировали.

Бывший киевлянин Михаил Булгаков написал замечательную повесть «Собачье сердце», а другой бывший киевлянин Владимир Бортко ее прекрасно экранизировал. Герой этого произведения дворняга Шарик, в результате рискованного медицинского эксперимента превратившийся в Полиграфа Полиграфыча Шарикова, сразу же принимается обществом, потому что он свой «по понятиям», такой, как все, и заморочки у него такие, как положено, и он не просто индивидуум, а существо, возвышенное эпитетом «человек советский», что страшнее всего...

Все хотят перемен. Все боятся нестабильности. И все-таки во многих мозгах посвистывает осторожная птичка, напоминающая своими песенками, что нечего умничать, власть все объяснит и устроит, развесит где надо таблички с уточняющими эпитетами. Большинство власть предержащих, особенно наших, напоминают нам время от времени, что прогресс неодолим лишь тогда, когда его направляют люди, которые, по формуле песни Александра Галича «знают, как надо». Иногда им кажется, что главное - хорошо назвать.

Там, где по прежним понятиям у нас был титул «государственный», теперь чаще всего стоит «национальный». Но я не уверен, что в Киевской национальной опере сейчас поют лучше, чем в прежние времена, когда на сцене блистали Мирошниченко и Руденко, Гуляев, Соловьяненко и Гнатюк, - да только ли они! Была у нас Государственная премия Украины имени Шевченко, и еще не факт, что лауреаты Национальной премии имени Шевченко пишут и поют лучше прежних.

Национальное достоинство - не только слово на вывеске, но и умение беречь умы и руки талантливых людей, мыслящих и творящих незаурядно. Слишком уж часто обижают профессионалов, не шагающих в ногу с директивными эпитетами. Такие люди, как правило, не политиканствуют, не уходят в оппозицию, но ввиду способности к активному мышлению и неспособности жить «по понятиям» оказываются как бы на обочине.

Не так давно я приводил количество докторов и кандидатов наук, покинувших Украину за последние годы, - счет идет на сотни. И у каждого из этих людей, к сожалению, есть обоснованная причина ухода. Чаще всего это понимание того грустного факта, что по нынешним понятиям на родине человек не нужен. Мне очень дорого слово «национальный» и поэтому не хочу, чтобы его заболтали, как уже забалтывали у нас много высоких слов и понятий. Вспомнилось, как по похожему поводу иронизировал еще Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: «Что-то стали нажимать на патриотизм. Не проворовались ли?»...



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось