95-летний патриарх театра и кино Владимир ЗЕЛЬДИН: «Душа в отличие от тела не стареет, и это главная трагедия человеческого существования»
«НИКОГДА ПОДОБНО ДРУГИМ АРТИСТАМ НЕ УЧАСТВОВАЛ В ОРГИЯХ, НОЧНЫХ КУТЕЖАХ И ЗАГУЛАХ»
- Владимир Михайлович, у вас есть собственный, фирменный рецепт долголетия?
- Меня часто об этом спрашивают! Если бы я вам сказал, что совсем ничего не делал для того, чтобы жить долго и хорошо при этом выглядеть, это было бы неправдой. Я всегда вел здоровый образ жизни, понимая, что главное - не приумножить ресурсы здоровья, а сохранить то, что дано тебе природой. Не пил, не курил - ни разу даже не прикоснулся к сигаретам. Никогда подобно другим артистам не участвовал в оргиях, ночных кутежах и загулах, длящихся по нескольку дней. И не потому, что не хотелось. Просто считаю, что человек должен находить в себе силы сопротивляться соблазнам. В том числе и желанию хорошо покушать.
Специальной диеты у меня никогда не было, просто старался есть поменьше и совсем не ел на ночь. Как говорит весьма уважаемая мной балерина Майя Плисецкая, после семи вечера рот нужно заклеить. Отдаю предпочтение не мясу, а овощам и фруктам. Любимое блюдо - щи со щавелем.
- Со спортом дружите?
- Причем с детства, хотя в то бедное время у нас не было никаких условий для занятий. Каждый день, и в дождь и в снег, много хожу пешком - очень тонизирует и бодрит. Раньше плавал, катался на лыжах, коньках, играл в футбол и большой теннис. Но после обширного инфаркта, который случился у меня в 80 лет, медики запретили физические нагрузки. Вообще-то, я к врачам почти не обращался, но тут уж пришлось прислушаться к их мнению.
Мне повезло с профессией, она подстегивает человека, заставляет все время поддерживать форму: если растолстеешь, появится одышка и прочие прелести, кто ж тебе роль даст! К тому же, когда работаешь над новым фильмом или спектаклем, начинаешь входить в образ, откуда-то появляется адреналин, жизнь становится ярче, интереснее. А еще мне кажется, что актерская профессия делает людей добрее. Несмотря на то что зачастую она связана с конкуренцией, сплетнями и интригами. Но я старался никогда в такие «разборки» не встревать...
Марина Ладынина и Владимир Зельдин в знаменитой картине Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», 1941 год. Этот жизнеутверждающий фильм снимался в разгар Великой Отечественной войны, под бомбежками, когда немцы уже почти подошли к Москве |
- Чтобы оградить себя от отрицательных эмоций?
- И для этого тоже. Есть заповеди, которые гласят: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не осуждай. Вот я и не осуждаю. Никого и никогда. Вообще, таких черт характера, как зависть или тщеславие, у меня нет. Может, это оттого, что я с детства не был избалован?
В нашей семье ко всем четырем детям - у меня было две сестры и брат! - относились требовательно, строго. Отец наш был музыкантом, дирижером, зарабатывал немного. Мама - учительница, но по специальности работала мало, на ней ведь были все домашние хлопоты. Родители умерли рано, поэтому нам в жизни здорово досталось. Зато мы, я говорю о моем поколении, умеем ценить то, что дает жизнь, и быть ей за все благодарными.
«ОБЩАТЬСЯ СО СТАЛИНЫМ МНЕ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ, НО СВОЮ РОЛЬ В МОЕЙ ЖИЗНИ ОН ВСЕ-ТАКИ СЫГРАЛ»
- В свой день рождения вы встречались с российским президентом Дмитрием Медведевым в его загородной резиденции в Барвихе. О чем, если не секрет, говорили?
- О проблемах современного искусства и прежде всего о том, что ему, как никогда, нужна помощь. Искусство относится к идеологии, а потому не может и не должно быть самоокупаемым: зарабатывать деньги - не его задача.
Увы, на культуру всегда выделяется минимум средств, хотя она имеет огромное значение в нашей жизни. В стране, где живут люди высокой культуры, не будет ни преступности, ни коррупции, ни других негативных явлений. Между прочим, как бы мы ни относились к Сталину, он очень хорошо понимал значение культуры и довольно часто бывал в театрах - и в Большом, и во МХАТе. Он переписывался с деятелями культуры - например, с Пастернаком и Булгаковым. Это он убедил Горького переехать из Италии в Советский Союз. Более того, он давал деятелям культуры советы, делал им замечания. Не хочу сейчас оценивать это, говорить, хорошо он делал или плохо, но Иосиф Виссарионович, несомненно, интересовался культурой.
В нынешней России в этом отношении пока еще мало делается. А мне, как старому актеру, прошедшему огромный жизненный и творческий путь, все-таки хотелось бы внимания к театру. Хотя, насколько я знаю, Путин как-то был в «Современнике», где смотрел «Горе от ума», и даже сделал какие-то замечания по поводу спектакля.
«Всю жизнь я нахожусь в состоянии влюбленности и поклонения слабому полу». В свои 95 лет Владимир Михайлович в потрясающей форме |
- Театр Российской Армии, в котором я служу, в этом смысле довольно долго был обижен - мы же не Малый и не МХАТ, на которые власти средств не жалели. Дошло до того, что пару лет назад мы с нашей выдающейся актрисой Людмилой Ивановной Касаткиной решили: хватит ждать милости от природы! Записались на прием к министру обороны - именно это ведомство курирует наш театр! - и вскоре получили грант на развитие театра.
- А сами вы в театр ходите?
- В последнее время очень редко, потому что было много работы. Но все недавние громкие премьеры я видел - «Горе от ума», «Антония и Клеопатру», «Сладкоголосую птицу юности» в «Современнике», «Дядю Ваню» в Театре имени Моссовета. В театр обязательно надо ходить. Ведь если в мире есть волшебство, то оно происходит именно там - в картонных стенах декораций, в наивных словах, от которых публика смеется и плачет. Единственное, чего я не люблю, так это театральных новаций. Мне кажется, любая пьеса должна быть поставлена так, как она написана, и не хочу смотреть, как Онегин и Ленский бьют друг другу морды на столе в доме Лариных. Такое искусство мне не нравится.
- Вы упомянули Сталина. Вам приходилось с ним встречаться?
- Я был знаком с его сыном Василием - мы в одной группе занимались конным спортом в Манеже. Ничего общего с тем лихим молодым человеком, каким его показывают в кино, он не имел - невысокого росточка, рыженький, очень скромный. А его отца Иосифа Виссарионовича я видел только на трибуне Мавзолея во время парада, в котором участвовал во время учебы в школе, и на кремлевских приемах, куда часто бывал приглашен. Но общаться мне с вождем не доводилось, хотя свою роль в моей жизни он все-таки сыграл.
В начале войны съемки картины «Свинарка и пастух», в которой я играл, были прекращены, а всех нас отправили на фронт - меня, например, в танковую школу. А потом произошло чудо - Сталиным был подписан приказ продолжить работу над фильмом, и Комитет по кинематографии разыскал нас и вернул в Москву. Нам дали «бронь», и мы продолжили работать на сельскохозяйственной выставке, под бомбежками.
«БЛАГОДАРЯ ПЫРЬЕВУ Я ОСТАЛСЯ ЖИВ»
- «Свинарка и пастух» - картина на все времена. Как вы думаете, в чем ее магия?
- Так ведь она о вещах вечных - любви, дружбе, такие картины нравятся зрителям. Конечно, сюжет во многом наивный, но добрый, понятный и близкий любому человеку. Картина шла даже в Америке, правда, под названием «Они повстречались в Москве», и имела грандиозный успех. Замечательная музыка Тихона Николаевича Хренникова, режиссура Ивана Александровича Пырьева, а какие актеры - Николай Крючков, Марина Ладынина! Мне повезло, что я, дебютант, попал в такую компанию.
С Никитой Михалковым и супругой Иветтой Капраловой. Вторая жена Зельдина Иветта Евгеньевна — журналистка, с Владимиром Михайловичем они вместе уже более 40 лет |
- ...и сыграли грузина, не будучи таковым по национальности!
- Ассистент Пырьева увидел меня в роли грузинского пограничника в спектакле «Генеральный консул». Я хорошо танцевал (недаром же в свое время именно танцам хотел посвятить свою жизнь), прекрасно скакал на лошади - у меня был даже значок «Ворошиловский всадник». И хотя моими соперниками по пробам были исключительно грузинские актеры из Театра имени Шота Руставели, Пырьев выбрал именно меня. Ну а после картины генацвале всегда принимали меня за своего - на рынке фруктами угощали. Видимо, роль все-таки удалась.
- О Пырьеве сейчас говорят много: мол, деспот, сатрап, единоличный хозяин «Мосфильма», который мог сломать судьбу любого актера...
- Прежде всего Иван Александрович был великим режиссером, который создал Союз кинематографистов. Нужны были его неутомимая энергия и организаторские способности, чтобы проделать такую большую работу. А благодаря тому, что он был директором «Мосфильма», мы получили много замечательных фильмов и выдающихся режиссеров.
Сейчас мало кто помнит, что именно Пырьев открыл Эльдара Рязанова. Первой игровой картиной Эльдара Александровича была «Карнавальная ночь», и худсовет, который определял тогда судьбу фильмов, просмотрев отснятый Рязановым материал, хотел передать картину другому режиссеру. Но Пырьев, используя свой авторитет, настоял на том, чтобы ее закончил Эльдар, Иван Александрович был замечательным оратором и умел убеждать. И «Карнавальная ночь» имела грандиозный успех!
Да, у Пырьева было много врагов - он был человеком резким, прямым и в глаза говорил людям то, что о них думает. Но и друзей у него хватало. Вот я снимался у него в двух картинах - «Свинарка и пастух» и «Сказание о земле Сибирской» - и могу вспомнить о нем только хорошее.
- Это правда, что в выражениях он не стеснялся, а на его съемочной площадке всегда стоял крик?
- На меня Иван Александрович ни разу даже голоса не повысил, но на других порой голос действительно повышал до крика. Дело в том, что Пырьев терпеть не мог лентяев. Считал, что на съемках должна быть железная дисциплина и все обязаны безукоризненно выполнять свои функции - в этом смысле он был требовательным.
В феврале 2010 года президент России Дмитрий Медведев лично поздравил народного артиста СССР с 95-летием |
Еще одно из его удивительных качеств - он всегда заботился о людях, с которыми работал. Во время обеденного перерыва на съемках натуры первыми кормил рабочих, потом актеров и только в конце обедал сам. Для меня Пырьев великий и святой человек уже хотя бы потому, что благодаря ему я остался жить. Уйди я тогда на фронт, неизвестно, чем бы это закончилось: из моего поколения очень мало ребят в живых осталось.
Помимо Пырьева, я снимался у Рязанова - сыграл маленькую роль клоуна в «Карнавальной ночи». Со Станиславом Говорухиным встретился на съемках «Десяти негритят» - замечательный человек, талантливый, образованный, прекрасный спортсмен. Повезло мне поработать и с Андроном Кончаловским - удивительной личностью, у которого я чудом сыграл Серебрякова в «Дяде Ване». Я ведь не так уж и много снимался в кино, но мне всегда везло с режиссерами.
- Простите за любопытство, но о вас говорят как о большом ценителе женского пола!
- Ну, это преувеличение. Я и женат был не так уж много по нынешним меркам - всего два раза. Кстати, моя первая супруга была украинкой - прекрасная, очаровательная женщина, очень талантливая, замечательно писала стихи. Со своей второй женой, Иветтой Евгеньевной, живу уже более 40 лет. Именно ей я обязан той замечательной домашней атмосферой тепла и уюта, которая так нужна мужчине.
- В чем, на ваш взгляд, главное оружие женщины?
- В женственности. Она - как обаяние, которое не сыграешь, как дар от Бога. Мой герой Дон Кихот в спектакле «Человек из Ла-Манчи» на упрек: «Вы ничего не понимаете в женщинах!» отвечает: «Я все понимаю: женщина - это душа мужчины! Яркий луч, озаряющий его жизненный путь».
Вообще, в театре у меня было такое амплуа, что по молодости мне часто приходилось играть любовь, признаваться на сцене в любви. А как сыграть это чувство, будучи холодным в душе? Поэтому я всю жизнь нахожусь в состоянии влюбленности и поклонения слабому полу. И не случайно ко мне очень тепло относится женская половина.
- Вы отвечаете взаимностью?
- Обязательно. Еще Оскар Уайльд справедливо заметил, что душа в отличие от тела не стареет. И это главная трагедия человеческого существования.