Актриса Нина ШАРОЛАПОВА: "На съемках мюзикла "За двумя зайцами" Пугачева поинтересовалась: "А че это у меня мама такая молодая? Я ей: "Просто дочка в детстве плохо себя вела и быстро состарилась"
Судьба актрисы Нины Шаролаповой буквально соткана из крутых виражей. Но слез и жалоб вы от нее не услышите - все выплаканы в сиротском детстве. После детдома в Свердловске, с 14 лет, Нина сама зарабатывает на жизнь.
"У НАС С ВАМПИЛОВЫМ НЕ БЫЛО НИ ЖИЛЬЯ, НИ ПЕРСПЕКТИВ - СПЛОШНЫЕ СКИТАНИЯ"
- Нина, я знаю, что у тебя был серьезный роман с драматургом Александром Вампиловым, который совсем молодым, в 35 лет, утонул в озере Байкал, но успел написать свои гениальные пьесы: "Старший сын", "Прошлым летом в Чулимске", "Двадцать минут с ангелом", "Утиная охота..... Как вы с ним познакомились?
- Не в богемной обстановке, а просто на улице. Я - абитуриентка Щепкинского училища, он - начинающий драматург из Иркутска, приехавший в Москву показать свои пьесы в разные театры. Мы столкнулись нос к носу на переходе, и нас словно пробил некий энергетический разряд. Он начал подбивать клинья банальным способом - предложил зайти в кафе и выпить кофе. Я - девушка скромная, здорово его отшила. (Хохочет). Но случайная встреча вскоре переросла в необъяснимую страсть.
- То есть кофе ты все-таки согласилась выпить?
- А как ты думаешь? Представь, на календаре - 1970 год, Саше - 25 лет. Он был женат, но нашу связь мы скрывали по иной причине - не привыкли афишировать свои отношения. Кроме того, студенткам театральных вузов нежелательно было иметь близкие отношения с людьми искусства - за это могли исключить. Несмотря на глубину чувств, через три года я разрубила этот гордиев узел.
- Но почему?
- Оказалась перед выбором: либо профессия, либо личная жизнь. Иначе в Москве не пробьешься. К тому времени пьесы Вампилова уже активно ставили в театрах, "Утиная охота" с успехом шла во МХАТе. Счастлив ли он был? Понимаешь, Саша был человеком крайне замкнутым, не выставлял чувства напоказ и никогда не говорил о работе.
- Вы отмечали с друзьями его первые постановки?
- Прошу тебя, не надо об этом. (Пытается улыбнуться сквозь слезы). Прости, не могу о Вампилове говорить. Я ведь потом еще долго его любила.
- Как думаешь, не разорви ты тогда отношения, может, и судьбы ваши сложились иначе?
- Возможно, но прошлое не вернешь. Порой жалею, что не осталась в Москве. Вышло так, что мой педагог по училищу Борис Владимирович Эрин в Театр имени Леси Украинки был приглашен на должность главного режиссера. Перед отъездом он пересмотрел все актерские выпуски ГИТИСа, Щепкинского и Щукинского училищ, Школы-студии МХАТа и сказал, что возьмет с собой в Киев только одного человека. Но фамилию не назвал.
Я уже служила в Малом театре, работала с Игорем Ильинским в спектакле "Лес". И вдруг как гром среди ясного неба получаю вызов из Киева.
- Тебе дали квартиру?
"Пугачева — несчастный, уставший человек. Она гениальная певица, а что касается актерского мастерства — нельзя дилетанта подпускать к серьезной работе". Кадр из мюзикла "За двумя зайцами": Андрей Данилко, Алла Пугачева, Нина Шаролапова, Анатолий Дьяченко |
- Нет. Театр снимал гостиничный номер.
- Не страшно было ехать одной на пустое место?
- Очень страшно. К тому же в труппе начались разговоры, что я - протеже Эрина и с ним сплю. Хорошо, хоть до меня эти сплетни не доходили.
- Вампилов никогда не предлагал тебе вернуться в Москву?
- Это сложный вопрос. В судьбе каждого человека случаются моменты серьезного выбора. Я понимала, что в Киев Саша никогда не переедет. Допустим, я плюну на все и вернусь к нему. Что дальше? Эйфория пройдет, у нас ни жилья, ни перспектив - сплошные скитания. К тому же Вампилов был чрезвычайно компанейским человеком. Иными словами, наше с ним житье-бытье свелось бы к бесконечным посиделкам...
Знаешь, как он подписал мне свое фото? "И крылья жизни сбрасываю в грязь". Я прочитала и сразу вспомнила любимую гравюру Волошина "Ангел с опаленными крыльями". И где-то на подсознательном уровне поняла, что никогда не смогу оживить эти крылья.
"ОТ СМЕРТИ МЕНЯ СПАС ФРАНЦУЗСКИЙ КОНЬЯК - КАЖДЫЙ ДЕНЬ В КАПЕЛЬНИЦУ ДОБАВЛЯЛИ ПО 50 ГРАММОВ"
- Извини, пожалуйста, за бестактность. Как думаешь, почему Бог лишил тебя возможности иметь детей?
- Наши с Вампиловым отношения к этой беде непричастны. Я навсегда лишилась счастья материнства после злополучного похода на байдарках, который организовал Театр имени Леси Украинки. Последствия заработанной на природе сильнейшей простуды оказались роковыми - в кровь попал стафилококк, а врачи долго не могли поставить диагноз.
Когда температура у меня поднялась под 40, уровень РОЭ в крови достиг отметки 45, - это очень много! - я позвонила друзьям в Москву, они велели немедленно призжать. Пока доехала, РОЭ увеличилось в два раза, а это уже катастрофа. В Москве врачи тоже долго не понимали, что со мной делать. Время было потеряно, и ситуация стала необратимой - в шейке левого бедра образовалась... дыра. Правильный диагноз - остеомиелит - поставил старейший, гениальный профессор Борис Розанов из Кремлевки. В свое время он еще с Надеждой Крупской работал.
Через несколько дней ко мне в палату пришли врачи с самыми мрачными лицами: "Готовьтесь. Вам нужно ампутировать ногу".
- О Боже!
- У них не было другого выхода. У меня начался бред, мучили страшные боли, организм полностью отторгал еду... В Театр имени Леси Украинки отправили телеграмму, в которой сообщалось, что состояние артистки Шаролаповой крайне тяжелое и неизвестно, сможет ли она когда-нибудь приступить к работе. К счастью, я об этом не знала.
- На то время ты была занята во многих спектаклях?
- Да. Во "Власти тьмы", "Интервью в Буэнос-Айресе", "Добряках", детских сказках. На предложение об ампутации я ответила категорическим отказом, а для себя решила: уж лучше навсегда остаться в памяти близких молодой и красивой, чем превратиться в безногого инвалида.
Ситуацию спас все тот же профессор Розанов. Он принес бутылку французского коньяка и велел каждый день... добавлять по 50 граммов в капельницу с глюкозой. Этот необычный рецепт оказался волшебным. Я начала вычухиваться. Сперва на щеках заиграл румянец, затем захотелось кислой капусты. Постепенно я пошла на поправку. Затем еще три месяца лечилась в ЦИТО - Московском центре ортопедии для спортсменов, где меня окончательно привели в норму. С тех пор, тьфу-тьфу-тьфу, ни одного рецидива. Вскоре вернулась на сцену.
- Как коллеги восприняли твое возвращение?
- Искренне интересовались здоровьем. Но мир театра сложен и прост одновременно: нет человека - нет проблем. Кому нужны больные актеры? Врачи категорически запретили мне работать в полную силу. Но справку, что Шаролапову можно задействовать исключительно на полставки, я никому не показала, сразу порвала.
- Вот отчаянная!
- До ужаса. И так всю жизнь. На то время в Театре Леси Украинки главным режиссером был назначен Владимир Ненашев. Меня сунули в один спектакль, затем в другой, в третий... Была занята с утра до вечера. Играла по 28 спектаклей в месяц. С работой хвори отступили.
- Прихрамывала?
- Нет, научилась ходить так, что никто ничего не замечал. В палате вместе со мной лежали сестры по несчастью - женщина-дипломат (не помню ее имени) и дрессировщица хищников из труппы знаменитого Дурова. Вот у кого сила воли! Они научили меня главному - стойкости и умению ни при каких обстоятельствах не поддаваться панике. И уж тем более ни-ког-да и ни-ко-му в коллективе не рассказывать о -своих проблемах.
- Как родители пережили болезнь дочери?
- У меня нет родителей, я - дитя природы. Мама умерла, когда меня рожала, ровно через год от туберкулеза скончался отец. Вначале я жила с бабушкой, когда ее не стало, меня определили в интернат. С 14 лет работала на часовом заводе. Параллельно окончила вечернюю школу.
- Почему ты, повзрослев, не вернулась в свой пензенский дом?
- Мне некуда было возвращаться.
- В каком смысле?
- В прямом. На мамин дом оказалась масса претендентов в виде теть, дядь. Они забрали абсолютно все. Ну не буду же я с ними судиться!
- Где ты жила после интерната?
- В общежитии при заводе. Кстати, родительский дом находился в двух шагах, но я ни разу мимо него не прошла - зачем себя дразнить? Начнешь накручивать себя - обозлишься.
"КОГДА РОГОВЦЕВА ПОКИНУЛА ТЕАТР ЛЕСИ УКРАИНКИ, Я УШЛА ВМЕСТЕ С НЕЙ"
- Переехав в Киев, ты, кажется, долгое время жила у Ады Николаевны Роговцевой?
- Что значит "жила"? Несмотря на разницу в возрасте, мы дружили, я во многом ей помогала. В творчестве мы оказались родственными душами. В Москве у меня определили хороший голос - меццо-сопрано в три с половиной октавы, даже в оперную студию приглашали. На четвертом курсе, когда начала самостоятельно ставить отрывки, нашли режиссерские способности. Это я к тому, что в Аде меня всегда притягивал ее магнетизм. Я старалась подсказать ей ряд неожиданных, порой даже нелепых, но ярких ходов. Мы вместе работали над мизансценами, сценической речью. Я общалась с Костем Петровичем Степанковым. Не секрет, что в Киеве театральная школа слабее московской, поэтому Аде было со мной интересно. Когда Роговцева навсегда покинула Театр имени Леси Украинки, я ушла вместе с ней. Такова была моя гражданская позиция. Раз в жизни каждый человек обязан сделать такой шаг.
Нина Шаролапова: "В Аде меня всегда притягивал ее магнетизм. Мы все время были рядом, общались, я ценила наше партнерство, но нигде, ни в одном интервью, ни в едином контексте моя фамилия ею не упоминается. Словно бритвой срезано. Но мы не ссорились..." |
- Ада Николаевна его оценила?
- (Долгая пауза). Нет. Нигде, ни в одном интервью, ни в едином контексте моя фамилия ею не упоминается. Словно бритвой срезано. Безусловно, это дает определенную почву для размышлений, но мы не ссорились.
А однажды в интервью газете с миллионным тиражом Ада объявила, что, оказывается, самое большое потрясение испытала во время спектакля "Два лишь голоса - твой и мой", созданного по стихам Марины Цветаевой и Анны Ахматовой. Якобы она вышла на сцену после актрисы Шаролаповой, и - о ужас! - зал оказался пустым. Другими словами, я настолько отвратительно работала, что зрители не выдержали издевательства и демонстративно покинули помещение.
Но это же чудовищное вранье! За такое издевательство над коллегой надо отвечать. Я принимала непосредственное участие в подборе стихов для этой постановки, вместе с покойным ныне композитором Валерием Лукиным мы создали музыку. Я обожаю Цветаеву и, скажу без ложной скромности, умею этими строками заворожить зрительный зал.
После публикации (а с ней ознакомились миллионы людей) мои нервы сдали. Не выдержала - позвонила Аде. Она во всем обвинила журналистов: дескать, это они переврали ее слова, и она, Ада Роговцева, будет требовать извинения, опровержения. Увы, воз и ныне там.
- Не считаешь, что, уйдя из театра вместе с Адой Николаевной, ты совершила необдуманный шаг?
- Когда ночью снится родная сцена, чувствую, как учащается пульс и давление поднимается. Но о содеянном не жалею - я не могла поступить иначе. Мы все время были рядом, общались, мне нравилось работать с Адой на одной площадке. К тому же, когда увольняется режиссер, заявления об уходе пишет вся его команда.
- Режиссер и актриса - две большие разницы.
- Ты права, но я ценила наше партнерство. После ухода мы вместе начали работать в спектакле Романа Виктюка "Бульвар Сансет". Режиссер задавал тон, а дальше поручал мне ассистировать спектакль. Вряд ли такой расклад нравился моей партнерше.
- Хотела бы вернуться?
- (Долго думает). По большому счету - да. Но в одну и ту же реку два раза не входят. Сегодня я стопроцентно счастливый человек - боготворю свою работу, обожаю студентов. Как режиссер с огромным удовольствием ставлю для них отрывки, спектакли.
- Мне говорили, что ты понятия не имела о том, что твоя подпись поставлена под злополучным письмом, направленным против руководителя Русской драмы Михаила Резниковича актерами, покинувшими театр?
- Мне позвонили - предупредили, что включат в какое-то послание. Я попросила предварительно меня ознакомить с его содержанием, но никто так и не перезвонил, ничего не показал. Тема это крайне неприятная, давай лучше ее закроем. Вспоминаю, и складывается впечатление, что в дерьме искупалась.
- Хотела бы для себя другой жизни - семья, налаженный быт?
- Да. Я уверена, что в другой жизни обязательно стану многодетной мамой. Иначе несправедливо. Нельзя так, как я, - всех любить, всем доверять, быть со всеми откровенной, а в результате получать тупую неблагодарность.
- Тебя часто предавали?
- Постоянно. Кроме двух подруг - Сталины Макаровой, врача по профессии, и Ларисы Гненной (она работает завлитом в Театре Виталия Малахова). Когда я попала с очередной бедой в больницу (видимо, стафилококк тогда поднял голову), ко мне ни разу никто не пришел. Никто, кроме Сталины, которая рядом с моей кроватью ночевала на полу. Правда, приехала Ада Николаевна, но лишь после того, как я перенесла уже три операции, хотя ей сразу позвонили.
Что касается личной жизни, то, как бы это банально ни звучало, вначале моим мужем был театр. В нем душа нараспашку, обнаженные эмоции. Это засасывает. Ну а замужество... После Саши Вампилова эта тема закрыта раз и навсегда. Романы - пожалуйста. Но не более.
"АЛЛОЧКА! - СКАЗАЛИ ПУГАЧЕВОЙ, РАССУЖДАВШЕЙ О ГАЛКИНЕ И БАСКОВЕ. - СЕГОДНЯ МОЛОДАЯ ТЕЛЯТИНКА НЕ ПРИДЕТ"
- У всех твоих друзей дачи, машины, деньги. А у Шаролаповой Нины...
- Ну и что? Да хрен с ним, с барахлом! С собой в гроб ничего не захватишь, и сзади ничего на подушечках не понесут. У меня душа другая. Всего я привыкла добиваться сама, а такие люди от природы щедрые. Хотя с годами это реликтовое качество превращается в настоящий порок - нельзя быть бесконечно наивной дурочкой.
- Встречаешься с друзьями из прошлой, театральной жизни?
- Конечно. Все они благосклонны и доброжелательны. Давай лучше расскажу о встрече с Пугачевой во время съемок мюзикла "За двумя зайцами". Она там была Проней Прокоповной, а мы с покойным Толиком Дьяченко - ее родителями. Первое, что певица сделала, - при мне, не стесняясь, выдала режиссеру: "А че это у меня мама такая молодая?". Я говорю: "Это потому, что дочка в детстве себя плохо вела и быстро состарилась". Примадонна на секунду лишилась дара речи. Затем с раздражением поинтересовалась: "Это еще кто такая?!". Ответ прозвучал в ее же тоне: "Тоже московская школа".
Никогда не забуду, как она рассказывала о своих так называемых пацанах - Максиме Галкине, Николае Баскове. И как некая 70-летняя бабуля из ее же окружения, попивая винцо, с ухмылкой речь Борисовны пресекла: "Аллочка, ничего у тебя сегодня не выйдет. Сегодня молодая телятинка не придет".
- Что-то я плохо поняла: "телятинка" - это молодые мальчики-артисты?
- Естественно. Что сама услышала, то сейчас и рассказала. Она - несчастный, уставший человек. Помню, пришли мы с Толиком на совместные с ней съемки, а Примадонне наплевать. Отключила мобилку и отправилась спать. Мы, как два идиота, в гриме четыре часа ее дожидались. На следующий день я восстала: "Мы не бараны! Еще раз такое повторится, лично я уйду через 15 минут!". Мэтресса между съемками все сокрушалась, что родилась не в то время, ей бы сейчас на свет появиться, ну и так далее...
Бесспорно, она гениальная певица, а что касается актерского мастерства... Сапоги должен шить сапожник, а пироги печь пирожник. Она сама рассказывала, как хотела сыграть Проню, чуть ли не на коленях вымолила эту роль. Тем не менее текст не знала, на площадку приезжала неподготовленная, чего совершенно не стеснялась. С каждым днем мы с Толиком обалдевали все больше и больше: "Погодите, а как же наша с вами сцена?" Пугачева лишь отмахивалась: "Господи, какие проблемы? Попрыгайте взад-вперед, как неваляшки, и все дела". Нет, нельзя дилетанта подпускать к серьезной работе!
- За пределами съемочной площадки вы общались?
- Нет. Один раз Алла Борисовна пригласила меня на какой-то банкет, но я отказалась. Принципиально не посещаю подобных мероприятий. Исключение делаю лишь для презентаций интересных фильмов и спектаклей. В первую очередь я занята преподавательским делом, от него получаю истинное наслаждение.
Вот Андрей Данилко порадовал на съемках по-настоящему. Правда, сейчас он заметно изменился: стал жестче, отстраненнее, и все равно молодец - настоял, чтобы и в "Зайцах", и в "Приключениях Верки Сердючки", где мы вместе работали, звучала только его музыка.
- Ты сказала про возрастные изменения в характере Пугачевой. Сама-то сильно меняешься с годами?
- Конечно. Каждое утро, выходя из квартиры, придаю походке стопроцентно положительный заряд. Это моя святая обязанность, студенты не должны знать проблемы своего руководителя. Ну а вечером, возвращаясь из университета домой, совершенно не стесняюсь усталой, тяжелой поступи. Создается впечатление, что шкандыбает 80-летняя бабушка.
Но приходит утро нового дня - и вновь девичья легкость, и вновь рвусь в бой. Возможно, не каждый поверит, но в жизни я ни одному актеру не завидовала. Вижу отличную работу, наоборот, искренне удивлялась: как у него это так здорово получилось? Скажу больше: с возрастом у меня наконец-то появились игрушки. Студенты дарят, иногда сама себе покупаю. В детстве я была лишена этих радостей.