Дым Отечества
Ведущий специалист по древнему Киеву академик Петр ТОЛОЧКО: "Мы уже договорились до того, что Иисус Христос был щирим украинцем, гуцулом"
Михаил НАЗАРЕНКО. «Бульвар Гордона» 6 Марта, 2006 00:00
На заре нашей Независимости читателей захватывали, будоражили интервью и статьи директора Института археологии Национальной академии наук Украины академика Петра Толочко. Он откровенно высказывался о наболевшем, причем его мнение, как правило, резко отличалось от общепринятой стратегической линии.
"ПЯТЬ ЛЕТ Я НЕ МОГ ЗАЩИТИТЬ ДОКТОРСКУЮ - БЫЛО МАЛО ССЫЛОК НА КЛАССИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА"
- Петр Петрович, вы из глубинки, из села Пристромы Киевской области, а ваши родители - простые селяне-колхозники. Откуда у вас увлечение археологией, древностью?
- Когда я стал археологом и приезжал в родное село, узнал, что возле нашего дома находилось древнерусское городище. Оно было построено по велению князя Владимира Святославовича - как и другие оборонительные поселения вокруг Киева, столицы Руси. Так что какое-то мистическое объяснение у моего выбора все-таки есть.
Мое детство прошло на этом древнем городище. Зимой мы там катались на лыжах, а летом, после вспашки, находили разные черепки, железные предметы, собирали их.
- Благоговейно относились к черепкам?
- Нет, нет, не хочу ничего идеализировать. Есть соблазн что-то придумать, но это не в моем характере. Мне повезло: в 45-м году у нас в селе открыли десятилетку, и я пошел туда в первый класс. Учительницей истории была Галина Митрофановна, мать нынешнего ректора Киевского национального университета имени Шевченко Виктора Васильевича Скопенко. Она меня приохотила к истории.
- А когда стали появляться сомнения по поводу прочитанного и услышанного?
- Я уже был студентом историко-философского факультета Университета имени Шевченко. Прошли знаменитые пленумы компартии, развенчивающие Молотова, Кагановича, Ворошилова. Состоялся ХХ съезд, осудивший культ личности Сталина и тоже породивший много вопросов. Потом было вторжение советских войск в Венгрию. И мы, студенты, начали задумываться о том, что не все в мире совершается так, как нам пытаются преподнести. Возникал, например, вопрос: почему люди на Западе живут лучше, чем у нас?
- Вы это уже знали?
- Мы же слушали радио - "Голос Америки", другие голоса. Это были старшие курсы. После университета подходили некоторые ребята, подносили полотнища, чтобы подписал, но я отказывался. И знаете, почему? Я столкнулся однажды вот с чем. Тот, кто ходил с подписным листом, сам его не подписал. То есть подставлял других, но не себя. Когда это раскопали, и я, и другие засомневались в искренности подобных воззваний.
- Но когда вы все-таки заявили о себе как о человеке, который идет против течения?
- У меня какая-то особая жизнь. Я работал в Институте археологии заведующим отделом. Был, как можно сегодня назвать, интеллектуальным оппозиционером, но не воинствующим, не радикальным. Пять лет не мог защитить докторскую диссертацию. Говорили, что у меня мало ссылок на классиков марксизма-ленинизма, а на Брежнева и Щербицкого совсем нет.
За мной тянулся шлейф неблагонадежного человека. Был такой директор Института истории Арнольд Григорьевич Шевелев. Приехал он в Москву, его там спрашивают: "Почему вы не даете хода Толочко?". - "Да это на пользу ему самому! - отвечает. - Все говорят, что он немножечко с националистическим душком. На Грушевского ссылается... Парень он хороший, и мы, чтобы ему не навредить, чуточку его придерживаем".
А обвиняли меня тогда в "киево-центризме", в том, что я выпячиваю Киевскую Русь. Это все равно что быть уличенным в национализме.
- Как же вы стали директором института с таким ярлыком?
- Должен заметить, что это больше миф, что в Советском Союзе людей так давили, что ничего нельзя было добиться. При определенном упорстве все можно было преодолеть. У меня так случилось, что я защитил диссертацию и поступил в партию одновременно. 81-й год, я уже в зрелом возрасте, мне 43. Сказал себе: "Да ладно, Бог с ним, поступлю", - хотя испытывал внутреннее сопротивление. Другие распинались, говорили на заседании райкома: "Я хочу стать членом Коммунистической партии, чтобы определить для себя, по какую сторону баррикад находиться". А я просто поступил, и все, без каких-либо идейных соображений.
Когда в 87-м наш предыдущий директор Иван Иванович Артеменко должен был уйти (или его должны были уйти), всплыла моя фамилия... Мою кандидатуру утверждали в ЦК и горкоме партии. Я был на приеме у Константина Масика, Леонида Кравчука, Юрия Ельченко. Если бы не партбилет, я директором, конечно бы, не стал.
- Партия допускала наличие в своих рядах таких вот интеллектуальных оппозиционеров, как вы?
- Думаю, да. Сегодня мы упрощаем прошлое. "О! - стенают. - Тогда было так трудно! Шаг вправо, шаг влево - расстрел!". Но была хрущевская оттепель, благодаря которой, собственно, и появились все диссиденты. Если кто-то представлял угрозу существующему режиму, его или высылали, или давали возможность уехать. А кого-то, естественно, сажали, если свобода мысли достигала крайности. При Брежневе тоже не было такой страшной гаечной закрученности, как при Сталине. Все, что я делал, было на виду. Я мог написать статью и высказать в ней все, что думаю. Кому-то это не нравилось.
Припоминается, как незадолго до крушения Советского Союза в Национальной академии наук было общее собрание Отделения истории, философии и права. Я в своем выступлении сказал, что вот в России печатают забытых историков, почему бы и нам не делать то же самое? У нас есть запрещенные Грушевский, Костомаров, Антонович...
Академик Борис Бабий возмутился: "Я удивлен, Петр Петрович, как же так? Мы же все знаем, что Грушевский - враг украинского народа. А мы его будем переиздавать?".
На другой день мне позвонил корреспондент "Известий" Сергей Цикора. Он откуда-то узнал о моем выступлении и предложил напечатать об этом в газете. Я не возражал. Через несколько дней в "Известиях" вышла заметка: мол, украинские ученые хотят переиздать запрещенных историков - со ссылкой на меня.
И меня поражает, как нынешние шибко националистические ученые, которые тогда писали о коллективизации, о партийном строительстве, о политических партиях, о странах социалистической демократии, сегодня сочиняют совершенно противоположное. Хочется спросить: "Ребята, где вы были в те времена? Сидели в кустах, молчали. Это я что-то вякал. А сегодня вы - патриоты, а я - нет? Только потому, что не кидаюсь в современные крайности и мифологию?..".
"МНОГИЕ ИЗ ИСТОРИКОВ ПОЧЕМУ-ТО РЕШИЛИ, ЧТО УКРАИНЦЫ БЫЛИ ВСЕГДА"
- Какие исторические мифы вы имеете в виду?
- Вообще бы я назвал период нашей суверенности своеобразным периодом мифотворчества. В советское время было идеологическое мифотворчество, а сейчас - этническое, национальное. Я думаю, это все от наших комплексов. Мы стали державой и растерялись. Выяснилось, что ничем основательным украинская государственность в прошлом не подкреплена. Поэтому мы стали говорить, что всегда были державной нацией. Сначала - казацкой. Но нам этого показалось мало, мы ушли в Киевскую Русь, объявили ее украинским государством.
И начали называть правителей Киевской Руси украинскими: и княгиню Ольгу, и князя Владимира, и князя Ярослава... В Киево-Могилянской академии ввели курс "Украинская правда". Это такой кодекс законов, который на самом деле назывался "Русская правда". В академии побывал профессор из Франции, он был в шоке. Пришел ко мне, говорит: "Не понимаю, зачем они это делают?".
Получается, что вроде бы из добрых побуждений все подгребается под украинскую историю. Но тем самым Украина отрезается от своих корней. Потому что в первоисточниках нет слова "Украина", есть слово "Русь".
Многие из историков, даже академических, профессиональных, почему-то решили, что украинцы были всегда. Все другие народы как-то развивались, совершенствовались, а украинцы оставались неизменными в своей ипостаси: в шароварах, в вышиванках, "з найкращою у свiтi мелодiйною мовою". Углубились в трипольскую культуру: там наши истоки. Но это такая чепуха! А есть люди, которые договорились до того, что мы дали миру Иисуса Христа, что он был щирий украинец, гуцул.
- Бывает стыдно перед ученым миром за то, что мы так выставляемся?
- Хуже, что мы культивируем свою исключительность, это небезопасно. Ведь знаем из истории, чем это заканчивается, не дай Бог. А внутри страны это приводит к отторжению одного региона от другого. Если бы мы хоть были рафинированными украинцами. А то у нас 100 с лишним народов живет. То, чем мы являемся, - результат длительной эволюции. Много было народов, которые сходились на исторической арене. И появились славяне, а на каком-то этапе украинцы и русские.
Но для наших записных патриотов все это неважно. Не воспринимают. Один депутат Верховной Рады мне высказал: "Петро Петровичу, як ви можете? Ви ж не визнаєте iснування українського народу!". Я ему ответил: "Не знаю, чего больше в ваших словах: святой простоты и неграмотности или политических инсинуаций, злостного вымысла. Я никогда не говорил, что не признаю существования украинского народа. Но я не признаю до сих пор единой политической украинской нации. Нет такой нации! Если бы она существовала, у нас не было бы раздора в стране".
- То, что сейчас происходит, вы называете попытками галицизации Украины.
- Но принять людям, живущим в Восточной и в Центральной Украине, то, что несет Галичина, невозможно. Ее население 600 лет было в лоне римско-католического мира, у них своя вера, свои взгляды, свои традиции, своя ментальность. И своя история - наша им не нравится. Для них Переяславская Рада - колонизационный акт поглощения Украины, а Брестская уния - акт цивилизованного вхождения в Европу. В то время как для восточного и центрального украинца все может быть наоборот.
Поэтому существуют две разные Украины с двумя противоположными подходами к истории, ни одна из них не признает другую доминирующей. Но если мы постоянно будем находиться в противоборстве, сил на созидание не останется.
Прошли выборы Президента, и раскол Украины на две части стал еще более очевиден. Помните, что культивировалось во время избирательной кампании? То, что Виктор Ющенко представлял национально-сознательную Украину, а Виктор Янукович - русифицированную, национально-несознательную. И все это нагнеталось, противопоставлялось. Даже Юлия Тимошенко в сердцах сказала, что Донбасс надо огородить колючей проволокой. И получилось, что боролись за пост Президента, а в действительности раскалывали Украину. Сегодня галичане берут реванш, через колено всех ломают, а завтра придут донетчане и будут делать то же самое.
Это Франция существует в своих границах сотни лет, это у Англии тысячелетняя история. А мы вместе сколько? Каких-то 60 лет. Мы собраны из кусочков лишь в послевоенное время. Последнее приращение к нам произошло в 54-м, когда нам отдали Крым. После Великой Отечественной войны к нашей территории прирезали Западную Украину, которая все время была в составе Австро-Венгрии. А Донбасс нам дедушка Ленин пришил, когда Советский Союз монтировал. Украина собрана вот таким административно-территориальным путем. Это не естественное тысячелетнее образование, как нам пытаются представить. Поэтому и нет единства. И если хоть в чем-то есть согласие, его надо беречь и лелеять.
"БЕЗ ОБЩЕГО ПРОШЛОГО НЕВОЗМОЖНО ОБЩЕЕ БУДУЩЕЕ. НАШИ ГИМН, ФЛАГ, ГЕРБ ЕДИНЕНИЮ УКРАИНЫ НЕ СПОСОБСТВУЮТ"
- И как же нам сплотиться, стать едиными? Вы можете что-то предложить?
- Я много над этим думаю. Написал десятки статей. Одна называлась: "Без общего прошлого невозможно общее будущее". Что надо делать? Двум разным Украинам признать историю друг друга. Грубо говоря, западные украинцы должны принять Переяславскую Раду, а мы - их Брестскую унию. Они не отвергают Великую Отечественную войну, а мы с пониманием относимся к их сопротивлению на Западе.
Но не получается! Если в Верховной Раде рассматривается вопрос о том, чтобы почтить память генерала Николая Ватутина, демонстративно выходят из зала. В свою очередь его покидают коммунисты, когда поднимается вопрос о реабилитации бандеровцев, ОУН - УПА. При таком ортодоксальном противостоянии единства Украины не достичь. Надо брать нулевой вариант. Начиная с сегодняшнего дня делать хоть какие-то шаги навстречу друг другу.
Когда-то в Украине естественным образом было 10-11 земель: Среднее Поднепровье, Галичина, Волынь, Полесье, Покутье, Новороссия... Почему бы не сделать эти земли снова самодостаточными в экономическом отношении? Появится совсем другая скрепа - федеральная. Идея унитарности, причем жесткой, на правах победителя (сегодня, как я уже говорил, доминируют галичане), ни к чему хорошему не приведет. Это тупиковый путь.
- Западная Украина может быть самодостаточной?
- Так живут Германия, Швейцария, Бельгия, Испания - весь мир! А нам почему нельзя?
- В свое время вы критически восприняли украинскую государственную символику - гимн, флаг, герб. Ваши взгляды не переменились?
- То, что я говорил раньше, и сегодня могу повторить. Как человек законопослушный, я принимаю эти символы государства, встаю, когда звучит гимн и поднимается флаг. Но, как человек мыслящий, осознаю, что ни один из них не является оптимальным для Украины.
Цвет флага - "жовто-блакитний" - мы позаимствовали из Нижней Австрии, то есть пошли по линии наименьшего сопротивления. Он, кстати, там, в одной из провинций, до сих пор такой. В Украине всегда превалировал красный (или малиновый) цвет казачества. Убитого казака, например, покрывали красной китайкой. А в Киевской Руси воины шли в бой с красными, червлеными щитами. Поэтому я бы сделал для флага триколор - к голубому и желтому цвету добавил бы малиновый. Думаю, большинству населения это пришлось бы по душе.
Гимн, с моей точки зрения, совершенно неудачный. И по нескольким соображениям. Первое - то, что он написан в 80-х годах ХIХ века, когда украинская интеллигенция хотела себя как-то противопоставить. Второе - явное эпигонство. Поляки поют: "Ище Польща не згинела", а мы: "Ще не вмерла Україна". Сегодня, когда образовалось великое государство, петь эпигонский текст Чубинского, мне кажется, как-то нехорошо. Лучшим гимном была бы "Молитва за Україну" Лысенко. Там есть такие слова: "Боже єдиний, великий, нам Україну храни". Когда звучит эта торжественная музыка, народ встает.
Та же история с тризубом: он симпатичен только для какой-то части Украины, отражает ее традицию. Я когда-то сделал свой проект герба: в венок из колосьев вписал трезубец и казака с пищалью. Меня раскритиковали.
На мой взгляд, принятые государственные символы единению Украины не способствуют, они, я бы сказал, местечкового, хуторянского пошиба. Это не символы, достойные великой страны.
"КАК-ТО ИВАН ДРАЧ ОБРОНИЛ: "ОТ ЯКБИ ЦЬОГО ТОЛОЧКО НЕ БУЛО, ЯК БИ НАМ ЛЕГШЕ ЖИЛОСЬ!"
- Что вы думаете об украинском менталитете?
- Здесь ответов я нахожу меньше, чем ставлю вопросов. Почему на протяжении всей истории Украины - от Киевской Руси до сегодняшнего дня - вся наша жизнь идет со страшным скрипом? У других народов была государственность непрерывная, у нас - пунктирная. Был шанс что-то слепить в казацкое время - не использовали его. Одни тянули к Москве, другие - к Турции, третьи - к Польше, четвертые - к Швеции. Мы все время входили в чужие государственные образования.
Видимо, есть в нашем генотипе какой-то изъян. Ведь совершенно неприемлемо, когда наши патриоты все время проклинают кого-то - москалей, поляков, татар... Мы вот такой славный народ с тысячелетними корнями. Мы - сплошная Европа, но нам не дают жить. А может быть, причина кроется в нас самих? Правда?
Меня не устраивает, что сегодня молодое поколение воспитывают на примере, скажем, гетмана Мазепы. Говорят, что он предал Петра I, а не Украину. Но он 20 лет служил Петру верой и правдой, получил от него орден Андрея Первозванного, был у царя первым номером. А на каком-то этапе переметнулся к Карлу ХII. Можно изучать трагическую судьбу Мазепы - спокойно, без излишних эмоций. Но ставить эту фигуру в назидание молодому поколению нельзя. Потому что неважно, кого он предал и за что предал, но он предал, нарушил клятву. От комплекса неверности следует избавляться.
Я знаю людей, которые пели хвалу, гимны прежней власти, получали от нее "Героев Украины", а через несколько дней спешили на Майдан, чтобы эту же власть обвинять в антинародности, в преступной деятельности. Так можно ли построить процветающую Украину с такими людьми?
Вести себя по отношению к истории так, как мы ведем, - преступно, безответственно, безнравственно. Случилась Переяславская Рада - отказываемся от нее. Произошла Великая Отечественная война - это не наша война. Во всем проклинаем москалей: Российская империя была тюрьмой народов, и Советский Союз тоже угнетал украинцев. Но ведь мы все это создавали вместе и единым строем отстаивали в смертельных боях. Плохая власть была, заблудилось общество с этим социалистическим экспериментом, я согласен. Но надо найти в себе мужество взять и на себя долю ответственности. Нет, не хотим, мы кристально чистые.
- Самый сокрушительный аргумент против советской власти - голодомор 32-33-го годов, который принято рассматривать как геноцид украинского народа...
- Не было точечного геноцида, касающегося именно украинцев. В то время одновременно голодало Поволжье, голодали Дон, Северный Кавказ.
- Вы накликаете на себя такое возмущение...
- Ничего страшного. Я об этом пишу. Голодали все. Был неурожай. Говорят, в Украине умерло больше, чем в других регионах. Охотно допускаю. Но почему это случилось?
- Число умерших от голодомора называется жуткое. Причем с каждым годом жертв становится все больше и больше...
- Некоторые политики на человеческом несчастье, горе делают себе карьеру. Это аморально. Зачем эти астрономические цифры? И миллион - много. И пятьсот тысяч - много. И один человек - много!
И кто снова оказывается виноват? Русские, москали, это они решили уничтожить украинцев как нацию. Но задумайтесь вот над чем: почему из Украины выгребли хлеба больше, чем из других регионов? Из Кремля ведь не видно, где мужик прикопал мешок с хлебом. Свои же показывали, свои же вытрушивали. Проявляли чрезмерное усердие, выслуживались, старались, угождали, предавали.
Никуда мы от русских не денемся. Это наш стратегический партнер на все последующие века. Нас кто-то подзуживает, чтобы посеять рознь, и мы, как неразумное дитя, прыгаем от России в сторону. А Европа от России не открещивается, хочет с нею дружить и связать себя с нею нефтепроводами. Россия нас, слава Богу, еще пока терпит. Но вот поехал наш представитель в Россию на переговоры с переводчиком. Мыслимое ли это дело?
- То, что вы так открыто высказываете свои взгляды, приносит неприятности?
- Как-то мой умный сын мне сказал: "Папа, ты же пишешь не для конкретного человека, а для вечности". Наверное, это какое-то утешение. Хотя чисто по-житейски я не понимаю, почему, скажем, когда создается комиссия по преобразованию науки, меня туда не включают. Назначается комиссия по музейным делам, по заводу "Арсенал", например, где наш институт ведет раскопки, и я, историк, в нее тоже не попадаю. Зато там литераторы Танюк, Жулинский, Драч... Хотя я как специалист могу больше подсказать, что надо делать, поскольку занимаюсь этим всю жизнь.
Вот еду на пару дней в Москву на конференцию, посвященную одному крупному российскому историку, которого я хорошо знал. Это тоже многих возмущает: "Почему Толочко ездит в Москву? Почему издает книги на русском?".
Я с удовольствием издавал бы книги в Киеве, и тогда это был бы интеллектуальный продукт Украины. Но когда я прихожу в киевское издательство, мне недовольно говорят: "А чому це у вас росiйською мовою?". Не сомневаюсь, если бы я принес написанное на английском, такой вопрос не возникал бы.
- Вредят вам?
- Вредят такой мелкой вредностью. Пишут статьи, что Толочко не патриот, москвофил. Если я в Верховной Раде пробиваю закон об охране археологического наследия, его стараются загубить. Если он все-таки проходит, пытаются подготовить альтернативный вариант. Идет вот такая возня.
Слава Богу, посадить меня вроде бы не за что. Потому что я не бизнесмен, ничем не занимаюсь, кроме науки. Как-то Иван Драч в шутку сказал: "От якби цього Толочко не було, як би нам легше жилось!". Но с Драчом у меня хорошие отношения, он нормальный человек, самый нормальный из них.

Александр ЗИНЧЕНКО: "Немцы поставили мне диагноз: две формы рака. Сказали об этом прямым текстом - предельно понятно и четко. В реанимационной палате я остался один, над дверью висело Распятие... "Нет, - подумал, - нельзя сдаваться, я буду жить!"
Дмитрий Гордон снялся в голливудском боевике "Ближний бой" с Эриком Робертсом, Дэвидом Кэррадайном, Гэри Бьюзи и Олегом Тактаровым
Умер прославленный хирург Шалимов
Шерил Кроу лечит рак груди
Роберто Кавалли грозит заключение
Николай Басков сыграет Сашу Белого в сериале "Бригада-2"
Дэвид Бэкхем признался, что дряхлеет
Шура обнажит Волочкову
К 40-летию Синди Кроуфорд снялась для мужского журнала
Впервые после аварии Караченцов побывал в театре
Муж, сыновья и невестка Голди Хоун отметили ее 60-летие наколками
Петросяна на Минском шоссе избили подростки
Алена Бабенко мечтает родить Евгению Миронову дочь Анну
Брат Стоцкой Павел Майков попал в аварию
Учиться, учиться, учиться...
Снимок целующихся Владимира Кличко и Миллы Йовович стал в Берлине сенсацией
Роза белая с черной жабой
Владимир ГОРЯНСКИЙ: "Извините, чем мне кормить семью? Театром?!!"
У Тарзана расстроился роман со... Стоцкой
Андрей Малахов, которому запрещают прикасаться к женщинам, представил в Киеве бабу Параску
Ведущий специалист по древнему Киеву академик Петр ТОЛОЧКО: "Мы уже договорились до того, что Иисус Христос был щирим украинцем, гуцулом"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги