Александр РОЗЕНБАУМ: "Роман с Пугачевой? Глубочайшая симпатия, едва не переросшая в роман, была. Роман с Бабкиной? No comment, без комментариев"
"ГУРУ? НЕТ, ТАК КРУТО Я НИКОГДА О СЕБЕ НЕ ДУМАЛ"
- Михаил Задорнов однажды сказал, что на песнях Розенбаума родилось, выросло и уехало не одно поколение. Для миллионов людей на всем постсоветском пространстве вы стали эдаким гуру. Интересно, как вы чувствуете себя в этой роли?
- Я просто знаю, что должен быть ответствен за свои слова, потому что для немалого количества людей они не пустой звук. Гуру?.. Нет, так круто я никогда о себе не думал. Когда человек начинает воображать, что он для кого-то гуру, ему надо уходить на пенсию или сдаваться в психиатрическую лечебницу.
- Тем не менее один ваш земляк назвал себя отцом русского рока...
- Это его личные проблемы. Я догадываюсь, что за земляк, но думаю, он погорячился... Кстати, если рок-музыку исполняют на русском языке, это еще не значит, что играют русский рок. Такого вообще нет в природе, как нет джаза французского, канадского или японского. Есть джаз - вот так же и рок. Хороший или плохой - это уже другой вопрос.
Саша Розенбаум (справа) с мамой и братом |
- В общем, ни его отцом, ни дедушкой вы себя не считаете?
- Я знаю столько ребят, которые начали играть рок в самом начале 60-х годов! Тогда люди, которые сегодня называют себя отцами, еще пешком под стол ходили. Между прочим, один из тех музыкантов - я в шутку иногда представляю его: "Дедушка!" - играет у меня в коллективе. Это Коля Рязанов, Николай Серафимович, которому сейчас 56 лет.
- Кстати, о тех, кто под стол пешком ходил. Я помню, как в 83-м году впервые услышал ваши записи. Далеко не лучшего качества, полуподпольные, сделанные, видимо, в домашней студии, они произвели на меня колоссальное впечатление. Позже, с кем бы я ни говорил, все признавались, что песни Розенбаума вызвали у них душевное потрясение. Скажите, а как вам тогда в подполье жилось? Вы ощущали себя запрещенным, понимали, что никогда не станете знаменитым?
- Знаешь, в каждом времени есть свои сложности, свои проблемы, но я никогда не чувствовал себя ущемленным и очень таких людей не люблю. Пусть не все из того, что я делаю, укладывалось в советские идеологические рамки, но оно не выходило за рамки, так сказать, совестливые, нормальные. Я всегда говорю то, что думаю, и за каждое свое слово готов ответить. Если пел про войну в Афганистане, то не на Марсе же она шла. Там были наши парни, а нравится это кому-нибудь или не нравится - его личное дело. Тем не менее диссидентом я никогда не был. Профессиональное диссидентство - это удел 60-х-начала, максимум середины 70-х годов.
Розенбаум и братья Жемчужные |
- Хорошо сказали: профессиональное диссидентство...
- Да, в Советском Союзе были люди, которые "работали" диссидентами. Для того времени это нормально, но я, зная плюсы и какие-то минусы своей страны, всегда был настроен достаточно патриотично.
- Вернемся в начало 80-х. Вы понимали тогда, что врачу "скорой помощи" с очень нерусской - несценической, я бы сказал, - фамилией Розенбаум путь на сцену закрыт?
- Не то чтобы понимал... Меня же лет семь вообще без афиши держали - мою фамилию просто не указывали.
- И как вам это объясняли?
- А никак! Говорили: "Возьми псевдоним".
- Вы не хотели?
- Нет, не хотел. Потом так получилось, что, в общем, он мне был и не нужен. Меня уже знали по кассетам, по слухам, по частным выступлениям.
- Когда же вы впервые ощутили прорыв, поняли, что вышли на совершенно другую орбиту?
- Был один случай, по-моему, в 83-м году, в пустыне Кызылкум. Есть такой город Учкудук...
-...три колодца?
- Кстати (смеется), их там отродясь не существовало, это всего лишь красивая легенда. Просто однажды ансамбль "Ялла" с Фарухом Закировым приехал на гастроли в Кызылкум. Ночью в Учкудуке они написали песню "Три колодца", затем исполнили, и она стала всесоюзным шлягером. После чего власти Учкудука поставили перед въездом в город монумент из трех колодцев. Вот как иногда бывает!
Жена и дочь |
Так вот, в Кызылкуме мы летели на вертолете вдоль водовода и увидели внизу стойбище. Там были три-четыре чабана, с полсотни верблюдов и несколько собак. Когда мы опустились, хозяева к нам подрулили, и мой товарищ из местных сказал им: "Познакомьтесь, это наш гость из Ленинграда, Розенбаум". Теперь представь: чабан, для которого Бухара была такой же столицей, как для нас Нью-Йорк, а Нью-Йорк чем-то, наверное, венерианским, вдруг заулыбался: "Александр?! У меня пИленка есть". В тот момент я впервые почувствовал: что-то в моей жизни сдвинулось. Это из разряда: проснулся знаменитым.
- Я помню 87-й год, ваше первое выступление в "Останкино", показанное по Центральному телевидению. Кстати, как вы туда прорвались?
- Меня пригласила - до сих пор помню ее имя и фамилию - Татьяна Паухова... Позвала на передачу "Вокруг смеха", которую вел Саша Иванов, - в то время эта программа была невероятно популярна - и, когда я там спел "Вальс-бостон", меня увидела вся страна. Это был второй после Кызылкума момент. Что ни говори, но работать для любителей жанра в тогдашнем Ленинграде и для зрителей всего Союза - совершенно разные, несоизмеримые вещи.
"ПОСМОТРИ НА ДЯДЮ,
МАЛЬЧИК, ДЯДЯ АРТИСТ.
НУ СБЫЛАСЬ ТВОЯ МЕЧТА,
НО КАК ЖЕ ХОЧЕТСЯ ВНИЗ..."
- К тому времени вы уже наверняка знали, что во всех ресторанах поют ваши песни, что они звучат в такси и из окон заводских, студенческих общежитий. Звездной болезнью не заболели?
- Дима, вот хочешь - верь, хочешь - нет, но я и сейчас популярность не ощущаю...
"Обо мне не надо плакать - пусть придет моя собака поскрести могилу лапой по весне" |
- Вы не кокетничаете?
- Абсолютно! Просто я не хочу ее замечать, хотя и знаю, что она есть. Вот сегодня, в выходной день, я вышел на Крещатик...
- Пошли на дело?
- Ну да, пошел на дело и сразу предупредил спутников: давайте быстрее, потому что Крещатик забит народом. Конечно, зная ментальность нашего человека, можно не опасаться, что начнут срывать одежду - если это и делают, то специально подготовленные люди. Народ наш нормальный: ну, "Здрасьте", "Здравствуйте, Александр Яковлевич", но все равно свободно ходить сложновато...
Короче, я знаю, что меня узнают, что есть популярность, но боюсь этих слов, не хочу о них даже думать. Я - человек служивый.
- А как же вдохновение, творческие муки?
- А это дома все, за столом - с ручкой, с инструментом. Или в купе поезда. Когда я на сцене, когда хожу по улицам - я служивый человек, я просто работаю на сцене артистом.
- Как вы поете: "Посмотри на дядю, мальчик, дядя артист...
- (Подхватывает)...ну сбылась твоя мечта, но как же хочется вниз". Нет, это не кокетство! Как же хочется вернуться туда, в дом пятиэтажный, погонять с пацанами в футбол...
Мне глубоко, изначально противна вся эта игра в звезд и папарацци, потому что только люди - не журналисты и тем более не сами артисты! - могут оценивать творчество. Ну цирк, согласись, когда девочка, которая два дня назад спустилась с "Фабрики звезд" на сцену, говорит: "Я звезда". И это еще мягко сказано - цирк: вообще-то, гораздо более серьезная история.
Я - на работе, поэтому никогда не задумываюсь о том, что такое популярность, слава... Только люди могут сказать, что она у какого-то человека есть. И то не сразу, а после его кончины.
- Лет 15 назад, когда перестройка достигла своего апогея, вы рассказывали мне, что разные политические партии и группы зазывают вас в депутаты. Вы тогда отказались, посчитав, что это не ваше и, вообще, творческому человеку в парламент идти ни к чему. Прошло время, и вы изменили мнение. Почему?
- Когда-нибудь я расскажу тебе эту леденящую душу историю подробнее, но сейчас о другом. Все-таки мои товарищи по партии...
-...партайгеноссе...
-...и люди, которые имеют к этому отношение, были предупреждены изначально: я никогда ничего не сделаю в ущерб творчеству и сцене! Я никогда этого не скрывал, говорил вчера и буду говорить завтра: нет такой силы, которая разлучит меня с творчеством. Сцена для меня главное, но коли я в парламенте, то, как честный человек, стараюсь выполнять свои депутатские обязанности максимально. Поэтому сегодня у меня практически нет выходных. Чем я занимаюсь в Госдуме? Конечно, не Международным валютным фондом, не лесными ресурсами, не проблемами тяжелой промышленности. Я занимаюсь вопросами культуры, здравоохранения - то есть теми, в которых разбираюсь достаточно хорошо...
-...как профессионал!
- Плюс помогает жизненный опыт.
Депутатская деятельность подразумевает еще и конкретную помощь конкретным людям. Например, я все-таки добился, чтобы меня услышали и сняли рекламные перетяжки с Невского проспекта. У Тверской своя судьба, еще у какой-нибудь улицы - своя, а Невский есть Невский...
- А почему вы захотели их снять?
- Потому что в перспективе Невского проспекта люди должны видеть шпиль Адмиралтейства и небо, а не рекламу очередного автомобиля "лексус" или какого-то казино "Красный лапоть".
- Конкретные люди, которые повесили эти щиты, ничего не имели против?
- Конкретные люди, с которыми я абсолютно конкретно поговорил, пошли разуму и городскому патриотизму навстречу.
Если хочешь что-то получить, надо уметь отдавать. Нельзя все время грести в карманы: рано или поздно они лопнут и все высыплется. Да, не только эти люди, но и город что-то в коммерческом плане потерял...
-...но зато шпиль виден!
- Виден! А как, скажи, представить Ленинград в День Военно-морского флота без кораблей в фарватере Невы? 15 лет их не было! Мне удалось добиться, чтобы они вошли и встали от моста лейтенанта Шмидта до Троицкого, бывшего Кировского... Или помнишь скандальный процесс над трансплантологами из 20-й московской больницы? Обвиненные дилетантами в попытке изъять органы у живого человека, врачи испытали на себе все прелести "Маски-шоу". Я не один этим занимался, но активно включился в работу - в том числе и по просьбе академика Шумакова. Сегодня это дело закончено.
"ПРИЕХАВ В ДРУЖЕСТВЕННУЮ БАНДУ НА ПЛОВ, МИНУТЫ ЧЕРЕЗ ТРИ МЫ ПРОТРЕЗВЕЛИ"
- Тем не менее, Александр Яковлевич, ваш коллега по эстраде и по Комитету культуры Государственной Думы России Иосиф Кобзон...
- Не просто коллега - он мой непосредственный начальник!
-...сказал: "Саша втянулся, ему нравится. Приходит на заседания в красивом костюме, с папочкой, раскладывает документы. Настоящий, понимаешь, депутат Думы"...
- Естественно. Я, может, немножко скромничаю, потому что... Все-таки депутат - Думы ли, Рады, кнессета или риксдага - это прежде всего человек, обладающий определенными знаниями в той или иной области плюс авторитетом и большим опытом. Депутат совершенно не обязательно должен быть правоведом или докой в экономике, потому что в каждом комитете есть аппарат, где работают профессиональные экономисты и юристы. Они-то и облекают депутатское законодательное предложение в правильную форму.
Допустим, я мечтаю провести - и буду все для этого делать! - закон, который бы предписал проводить шумные работы с дрелью и молотком лишь с 11 до 17 часов. Некоторые говорят: "Ах, какая мелкая история! Чем это занимаются депутаты?". Да, крупными тоже надо заниматься: и смертной казнью, и международными отношениями, но кто, как не депутат Государственной Думы, должен обращать на такие вещи внимание?
Достаточно богатые, а зачастую наглые - нехорошие, одним словом, - люди уезжают на дачу, и у них в квартирах ремонт идет чуть ли не круглосуточно. Не сочти только это призывом: "Грабь награбленное!"... Дай Бог здоровья им и их замечательным апартаментам, но в этих домах дети не могут спать, взрослые после работы не в состоянии отдохнуть - и все из-за какой-то дрели! Так вот, это моя депутатская инициатива, но в юридическую, экономическую и законодательную форму ее облекут сотрудники аппарата.
- И тем не менее... Была планета Александр Розенбаум, был человек, абсолютно - я в этом уверен на 100 процентов - независимый...
- А я и сейчас...
- Ну извините: сегодня у вас все-таки есть коллеги, есть обязательства перед партией. По-моему, вы променяли внутреннюю независимость на...
- (Прерывает). Обязательства у меня только перед моей совестью... Конечно, перед мамой и папой, перед детьми и внуками, перед самим собой, перед страной у меня, офицера запаса, который в свое время принес присягу на верность родине, они есть, но перед партией мои обязательства очень относительны. Если она мне скажет, что это черное, а я вижу красное, если мне будут твердить, что это желтое, а я вижу зеленое...
Я никому не обещал говорить на желтое "белое!", и мои коллеги по партии это знают и понимают...
- Правда ли, что с Путиным вы на ты?
- Нет.
- Не хотите на этот вопрос отвечать, так и скажите, но я же знаю, что вы с ним дружите, вместе справляете дни рождения, с его семьей встречаете Новый год...
- Ну, предположим, на Новый год он меня не звал, а на несколько дней рождения (не на все, мы люди занятые) приглашал. И в Чечню я с ним летал, но не скажу, что мы друзья-приятели. По моей терминологии, хорошие знакомые.
- Жизненный опыт не подсказывает вам, что от власти надо держаться подальше?
- Он твердит мне это уже на протяжении многих лет. Хочешь, как на духу? Я понял одну вещь: нельзя подпадать под обаяние власти.
- Хотя иногда очень хочется?
- Не могу сказать, что не хотелось, но уже нет! Нужно уважать власть, прислушиваться к ней, нужно достойно - подчеркиваю, достойно! - ее критиковать, но подпадать под ее обаяние и тем более влияние упаси Бог...
"Всю свою жизнь я стараюсь ежедневно работать" |
- Кто был последним представителем высшей власти, под чье обаяние вы рисковали попасть?
- Знаешь, я властных людей вижу с утра до вечера и президента, в общем-то, хорошо знаю.
- Обаятельный он человек - президент России? Моральный, нравственный?
- В том объеме, в котором я его знаю, - да!
- На днях рождения он такой же, каким мы видим его по телевизору?
- Чуть-чуть другой. Понимаешь, даже я в своем положении полностью расслабиться могу только в крайне ограниченном, очень узком кругу людей, с самыми близкими членами моей семьи. Ну а тем более президент. Думаю, он нигде не расслабляется до конца, и это не зависит от того, хороший он или плохой, хочет этого или не хочет. Президент любой страны, который постоянно у людей на виду, уже не может быть самим собой, разве что в какие-то редкие моменты.
- Вы, знаю, любитель острых ощущений, экстремальных ситуаций, неоднократно бывали в Афганистане...
-...в Чечне, в Осетии...
"В Афганистане, в Черном Тюльпане, с водкой в стакане..." |
- Когда-то вы мне обмолвились, что в одну из поездок в Афганистан ходили в гости к дружественной банде. Я попросил: "Ну, расскажите", а вы: "Нет. Пусть хоть лет 10 пройдет". Уже прошло...
- Что значит "дружественная банда"? Это понятие военное. Было такое в Афганистане, когда по взаимной договоренности с тем или иным полевым командиром они к тебе не идут, а ты платишь им тем же.
На плов к душманам мы поехали с командованием части - небольшой, но, скажем так, чопорной. Такие вещи допускались - называлось это переговорный процесс.
- Хорошим пловом душманы вас встретили?
- Замечательным, только... Вот как ты думаешь, мы в трезвом состоянии были?
- Думаю, нет...
- Так вот, хмель улетучился минуты за три. Мгновенно протрезвев и сообразив, куда нас занесла нелегкая, мы сели под стеночку - чтобы сзади никого не было, наскоро плов в себя покидали и быстро-быстро уехали.
- Страшно было?
- Неприятно. Очень!
- А какие детали запомнились?
- Вкусный плов, темные дувалы и большие-пребольшие бороды.
- Сейчас, вспоминая это, как вы считаете: нужно вам было туда ехать?
- Нет, однозначно. Никому бы этого не посоветовал.
"Я НЕ ЧЛЕН КЛУБА АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ. Я ДОКТОР!"
- Вы вот о трезвом состоянии заговорили... Я знаю, что вы, как и многие другие известные люди, имели проблемы с алкоголем. Думаю, только человек, который не боится показаться слабым, может во всеуслышание признаться, что у него эти проблемы были и он их поборол...
- А я, знаешь ли, не член клуба анонимных алкоголиков - я доктор!
- И в один прекрасный день вы сказали себе, что больны алкоголизмом?
- Да, я понимал, что эта штука меня настигла.
- По каким признакам?
- Начал забывать на сцене слова... "Вальс-бостон", например. Я перепутал день с ночью - нормальная для алкоголика ситуация, ее описание ты можешь найти в любой книжке. Я благодарен друзьям, которые подвигли меня, так сказать, на это понимание, я горжусь своим отношением к алкоголю сегодня. Да, выпиваю - не вмертвую завязал, но до 9 Мая, например, не принял ни капли. Я себе просто сказал: "Все!".
А вот 9 Мая, граждане, я выпил, и крепенько выпил, потому что 60 лет Победы - величайшая и очень важная для меня дата. Слава Богу, жив мой отец и многие люди, которых эта дата волнует.
Сегодня у меня выходной день. По идее с утра я мог нормально выпить, но у меня еще запись в телестудии, а от камеры ничего не скроешь: у нее глаз - алмаз. Начнут потом зрители обо мне судачить, а это неприлично. Мы же с чего начали разговор? С того, что немало людей к моим словам, моим мыслям прислушивается. Разве могу я им говорить что-то серьезное, будучи выпившим, с глазом косящим? Поэтому заводиться на 100 грамм просто не хочется.
- А это правда, что однажды в Австралии вы впали на почве любви к выпивке в кому?
- Не в кому - в Австралии я перенес клиническую смерть. Не только из-за алкоголя, но он был одной из причин остановки сердца и последующей моей реанимации. Работая на "скорой", я с этим сталкивался как реаниматолог, а тут впервые выступил в качестве пациента.
- Какие ощущения у вас в этот момент были - помните?
- Помню только, что когда очнулся, надо мной склонились белые халаты и было тесно в груди. Смотрю - на мне электроды. (Вздыхает). Неприятная история...
- Это правда, что однажды вы заключили с Иосифом Давыдовичем Кобзоном пари? Он якобы сказал: "Если не будешь пить пять лет, с меня 10 тысяч долларов"...
- (Удивленно). Откуда ты знаешь сумму?
- Я даже знаю, что он вам ее выплатил, а вы половину вернули: мол, пару раз было...
- Было так: он дал мне то, что пообещал. Я взял, но предварительно сказал ему, что за эти пять лет дважды уговор немножко нарушил, даже назвал, когда это произошло. Дима, моей дочери исполнилось 18 лет, ну как я мог не выпить чуть-чуть в день ее совершеннолетия? Конечно, как честный человек, я не мог этого скрыть. Иосиф улыбнулся и сказал, что ему об этом доложили, но ему тем более приятно. В принципе, пари я проиграл, но он правильно понял, что все-таки выиграл, потому что эти чуть-чуть в дальнейшем погоды не сделали.
- Обычно артисты, которые именуют себя звездами, очень любят выставлять свою личную жизнь на всеобщее обсуждение. Вы этого никогда не делали...
- Абсолютно!
- Общественность знает, что у вас есть жена, что вы ее очень любите... Тем не менее о встрече с артистом вашего уровня, хотя бы краткосрочной, мечтают тысячи приятных во всех отношениях особ. Скажите, по силам ли такому человеку, как вы, сохранить единственной жене верность?
- Отвечу тебе честно: это сложно!
- Но можно?
- Дима, ну мы же взрослые мужчины! У каждого есть по этому поводу какие-то мысли, рецепты. Все слышали идеальную историю про двух голубков, которые в 18 лет поженились, до 78-ми были друг другу верны и умерли в один день, но в реальной жизни об этом можно только мечтать.
- Вы как доктор в такие истории не верите?
- Верю. И думаю, что они есть.
- На Кавказе?
- Ну не знаю: на Кавказе, в Танганьике, а может, и в Киеве... Об этом мечтать и надо, и хочется, но жизнь - сложная штука.
- Что по поводу кочевой жизни артиста думает ваша жена?
- Моя жена живет со мной почти 30 лет.
- За эти годы в семье случались скандалы, истерики, битье посуды?
- Истерик было очень мало, битья посуды тоже, а вот скандалы были и будут еще. Как же без них?
"Я СЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ, НО УВАЖАЮ"
- Я (мы же говорим откровенно, так что не обижайтесь) наслышан о ваших романах с очень известными на российской эстраде девушками и просто не могу об этом не спросить. Вы, если не хотите, не отвечайте. Девушка номер один - Алла Борисовна Пугачева. Это правда?
- (Пауза). Романа как такового у нас не случилось, но глубочайшая симпатия, едва не переросшая в роман... Да, была!
- Что это за период был?
- В истории советской эстрады он назывался "розенбум". По-моему, 1986-1987 годы.
- Девушка номер два - Надя Бабкина...
- (Пауза). С Надеждой Георгиевной мы общались... И с большой симпатией друг к другу относимся...
- А насчет романа что скажете?
- Какого романа? О чем ты? Что ты под этим подразумеваешь, скажи?
- Близкие отношения, включая интимные...
- Это без комментариев! Разве может мужчина, если он мужчина, говорить на эту тему во всеуслышание?
- Но почему же при упоминании фамилии Розенбаум Надежда Георгиевна начинает плакать и явно вспоминает что-то хорошее?
- И замечательно, что вспоминает хорошее, а не плохое. Она женщина, поэтому начинает плакать, а я мужчина и говорю: "Понятия о романе с Бабкиной не имею. Nо сomment, не знаю".
"За свое положение я себя уважаю, но я не питаю к себе нежных чувств - любить себя может только сумасшедший". С президентом России Путиным в Чечне |
- Вами написаны и спеты не десятки - сотни потрясающих песен... Это уже история страны, эпохи. Сегодня вам можно уже успокоиться, ездить - цитирую ваши же слова - "как живой магнитофон", исполнять любимые советским народом хиты и горя не знать. Вы же продолжаете сочинять новые песни...
- Пишу и буду писать. Если кто-то рассчитывает, что я буду петь только старые произведения, вынужден его разочаровать - не надейтесь! Исключение возможно, только если у меня когда-нибудь появится программа под названием...
-..."Лучшее"!
- И то все мне не спеть. Да и что лучше: "Черный тюльпан" или "Вальс-бостон"? "Нинка, как картинка, с фраером гребет" или "Кандальная"?
- Как вы сегодня пишете?
- Молча!
- Это для вас процесс мучительный? Вы свои песни высиживаете или они появляются моментально?
- Скажу так: всю свою жизнь я стараюсь работать ежедневно. Утром сажусь за стол или инструмент и, если минут через 20 чувствую, что не пошло, поцелую на прощание гитару и займусь чем-нибудь другим. Но если у меня идет перка, пару-тройку песен в день могу написать.
- "Перка" идет, когда вы немножко употребите или она возможна и без этого?
- Дима, я уже 150 лет не выпиваю один. Исключено!
- А многие творческие люди говорят, что именно в этом состоянии...
- (Перебивает). Бывало у меня в этом состоянии, бывало, но, честно говоря, несоизмеримо больше песен написано в состоянии абсолютной трезвости. Нет, мозг все-таки должен быть чистым.
- У вас не бывает иногда ощущения, что это не мозг ваш работает, а просто кто-то надиктовывает мелодию и стихотворные строки свыше?
- Конечно, конечно! Я даже знаю, чувствую, когда Он это делает. Например, когда пишу практически без правок...
- Зачем же для этого чистый мозг?
- Пропитанный алкоголем, он просто не услышит, не воспримет тот посыл Высшего Разума, о котором мы говорим.
- Какие особенно известные, классические, так сказать, песни вы сочинили в состоянии подогрева?
- Да разве ж я помню? Хотя нет, могу сказать. "Одинокий волк" написал, когда тупо сидел с авторучкой и с бутылкой водки в Иркутске.
- Вы параллельно пишете и музыку, и стихи?
- Сразу все.
- Никогда не думали, какая из песен наиболее полно отражает вашу сущность?
- Очень многие, почти все.
- И вы считаете себя одиноким волком?
- Безусловно.
- Вам нравится ваше нынешнее состояние, положение, греет душу ощущение того, что сегодня у вас есть?
- За свое положение я себя уважаю, но это не значит, что мне в моей жизни все нравится. Далеко не все! Я не питаю к себе нежные чувства - любить себя может только нарцисс или сумасшедший, больной, который говорит, что он эгоист, и не смущается. Я не люблю себя, но уважаю, потому что всего, что имею, достиг исключительно своим трудом, своими головой и руками. Только!
- Когда-то я вас спросил, о чем вы сожалеете. Вы сказали: о том, что Бог не дал второго ребенка. Вы по-прежнему так думаете?
- Абсолютно.
- Что же вам помешало его завести?
- Болезнь первого.
- Вы заботливый отец?
- (Вздыхает). В той мере, в которой могу. По сравнению с другими отцами я очень мало своего ребенка видел.
- Тем не менее вы уже дважды дедушка. Думаю, рождение внуков вызвало у вас куда больше эмоций, чем когда-то отцовство...
- Вот не скажи. Я своих внуков люблю (сегодня в Киеве уже успел смотаться и купить им подарки), но все равно моя кожа, моя плоть - это дочь. Вопреки расхожему мнению, что внуки для бабушек и дедушек гораздо дороже. Они - ее плоть и только отчасти моя. Когда, не дай Бог, заболевает мой внук, я сочувствую, переживаю, но несоизмеримо тяжелее расстраиваюсь от сознания того, что переживает по этому поводу моя дочь.
"МИТЯЕВ ИМЕЕТ ПОЛНОЕ ПРАВО СВЕРНУТЬ ТЫСЯЧУ ДОЛЛАРОВ В ТРУБОЧКУ И ЗАСУНУТЬ ШУФУТИНСКОМУ В ОДНО МЕСТО"
- В 90-м году в Советский Союз впервые приехал Михаил Шуфутинский, сделавший себе имя на ваших песнях. Тогда же он объяснял мне, что когда первый раз их услышал, попытался что-то узнать об авторе. Ему сказали: какой-то там врач "скорой помощи" из Питера, и он на готовом уже диске сделал наложение: "Спасибо, Саша Розенбаум, далекий незнакомый друг"...
- Эту строчку он спел в песне "Толстый фраер"...
-...а в ответ вы заочно ему передали: "Тамбовский волк тебе товарищ"...
- Это случилось много позже, а сразу, после того как услышал его записи, по-человечески был рад. Любой автор в том моем положении был бы счастлив узнать, что его песни исполняют, что в США их аранжируют, тиражируют, слушают другие люди... Кто бы это ни делал! Ну кто такой тогда Шуфутинский был? Его же никто не знал, и вдруг приходят сюда эти песни в шикарном аранжементе. Я радовался!
- Какая же черная кошка между вами пробежала?
- Так продолжалось год, два, три... Знаешь, тут, как говорится, без комментариев. Это личное дело - мое и моего продюсера, никого более. В общем, спустя время, когда проявились некоторые моменты нашей биографии, я ему передал: "Тамбовский волк тебе товарищ".
- И что было дальше?
- Да ничего! Ты, может, читал книгу Михаила Захаровича Шуфутинского? Опустим ту чушь, что он написал про моего продюсера, - якобы она требовала денег... Я тебя умоляю! Белла Михайловна из богатой семьи и никогда не была скопидомкой и рвачом. Она с деньгами в глазах выросла, поэтому у нее совсем иная фабула жизни. Но я сейчас о другом. В своей книге Шуфутинский задел Олега Митяева. Вот о нем, а не о Розенбауме я скажу.
У Шуфутинского, по сути, две песни. Я не имею в виду его "Осень в Филадельфии" - она вообще никого здесь не трогает (как, по-моему, и в Филадельфии тоже). Беру две песни, которые трогают эту страну.
- "Москвичка", да?
- "Москвичка" (у Митяева она называется "Француженка") и "Не наточены ножи" (у Олега она называется "Соседка"). Олег Митяев - слава Богу, сейчас он уже стал известным человеком - написал их 15-20 лет назад. Может, и сегодня еще мало кто знает, но до недавнего времени вообще никто не знал, чьи это песни.
Какое Шуфутинский имел право нигде не упоминать автора? В своей книжке он пишет: "Я дал Митяеву тысячу долларов". Да Олег может свернуть их в трубочку и засунуть ему в одно место. Митяев вправе был сделать это тогда и тем более сегодня. Разве о тысяче долларов речь? Нет, смысл претензий в том, что, ничтоже сумняшеся, никому и никогда не объявляя авторов, Михаил Захарович делал себе имя на чужих произведениях. Вот и все!
Ну ты представь, если завтра я спою песни Александры Николаевны Пахмутовой и не скажу, кто их написал... Да у меня один чужой куплет есть:
Марк Шнейдер был маркшейдер,
Тогда была зима.
И Сима в эту зиму
Пришла к нему сама.
Мне это четверостишие Саша, Сан Саныч Дольский, подарил. "Дальше ничего не получается, - говорит. - Может, у тебя выйдет?". С тех пор я везде пишу и, прежде чем петь эту песню, говорю о том, что куплет принадлежит Сан Санычу Дольскому. Так какое же Шуфута - то есть Шуфутинский - имеет право не рассказать людям об авторах?! Я приезжаю первый раз за границу, и мне говорят: "А че это вы, Александр, поете песни Шуфутинского? Вам что, больше петь нечего?".
- Представляю себе ваше состояние...
- А он все сводит к деньгам: мы, мол, на него бочку накатили за то, что он нам не заплатил. Хотя, между прочим, это тоже не маленькая история - мы же, в принципе, зарабатываем только этим. Впрочем, и для меня, и для Олега деньги в этом случае абсолютно не главное. Повторю, чтобы люди еще раз услышали: песни "Не наточены ножи" и "Москвичка", которая у Олега называется "Француженка", митяевские.
Теперь другой случай. Пишу песню "Восьмиклинка", которую посвящаю своему папе Якову Шмарьевичу Розенбауму. А на пластинке у Шуфутинского "Восьмиклинка" посвящается какому-то Якову Захаровичу. Не моему отцу, а его дяде или кому-то еще! Его!!! Это норма?
Завелся чуть-чуть. Извините, граждане, но сами понимаете...
"ДА, Я ЖИВУ ПО ПОНЯТИЯМ!"
- В одной из своих песен вы поете: "И друзей наковырял, куда всех денешь, самых разных - от министров до воров". Действительно, круг друзей, знакомых, приятелей у вас очень пестрый. Представители так называемого криминального мира к таким людям, как вы, всегда тянулись и тянутся. У вас большие связи в этих кругах? С кем-то из ярких представителей криминала вы водите дружбу?
- (С хитрой улыбкой). Сейчас так все перемешалось, что я даже понятия не имею, кто из них криминальный, а кто государственный. Черт его знает!
- Но у вас же есть песня "Воры в законе". "А воры законные люди очень милые. Ну все мои знакомые, а многие любимые..."...
- Да, я дружил с Отари Витальевичем Квантришвили и очень скорблю без него на этой земле. Был ли он криминальным авторитетом? Не знаю.
- На чем эта дружба основывалась?
- На всем! Я его любил, понимал, уважал. В советские годы его пытались осудить по 117-й статье - за изнасилование, но, во-первых, его вину никто не доказал, а во-вторых, как врач "скорой помощи" я сам знаю, что это за статья. Из 10 потерпевших, которые были изнасилованы, восемь или девять этого хотели сами, а потом орали, что их взяли силой, и никто из мужиков ничего не мог доказать. Эдик Стрельцов так отсидел и многие, многие другие. И это только об известных все известно, а сколько неизвестных пострадало?
Ни в чем больше Квантришвили уличен не был, никто не доказал, что он был в чем-то замешан, - я знаю его жизнь. О бизнесе мы с ним не разговаривали. Ни я у него не просил ни копейки, ни он у меня. Я не оказывал ему никакой протекции, он никогда не возил меня на воровские сходки.
- Хотя было бы, наверное, интересно...
- Наверное, очень. Еще раз говорю: если на пляже ко мне подходит синий от татуировок человек и говорит: "Александр, я ваши песни на зоне 15 лет слушал, они меня спасли", никогда не буду бежать от него, сверкая пятками. Я его поцелую - образно! - в оба уха и скажу: "Спасибо, Вася! Рад был тебе помочь". Он человек!
Я проехал 55 зон. На крайней своей зоне, в одной из областей России, был неделю назад...
- Вы выступаете перед заключенными или просто общаетесь с ними?
- И выступаю, и общаюсь.
- Как они вас принимают?
- Шикарно! Я, кстати, всегда говорю им: "Граждане осужденные! Люди на воле думают, что для вас я пою какой-то особый репертуар. Хочу сказать, что никогда этого не было и не будет. Более того, сейчас мы вместе с вами над вольными людьми посмеемся. Они считают, у вас самая любимая песня "Гоп-стоп"...
-...или "Фраер, толстый фраер"...
- Дима, половина сегодняшнего племени не знает, что такое фраер, а те, кто знают, гораздо больше любят "Вальс-бостон", или "Уже прошло лет 30 после детства", или какую-то другую песню о нормальной жизни. Ее им так не хватает за решеткой и так не хватало на воле, когда они росли либо в неблагополучных семьях, либо в каких-то ужасных условиях.
- Зачем же вы едете в зоны? Понятно, что не за деньгами. За ощущениями?
- Нет. Для этого хватило бы одного раза. Ну, двух, трех, ну четырех - все. Чем, скажи мне, люди, которые сидят, хуже тех, которые могут прийти на мои концерты? А они не могут - и я обязан им дать это и как гражданин, и как мужчина, и как артист, и как врач. А сегодня и как депутат, если хочешь.
- Возвращаясь к вашему творчеству. Чем-то вас явно привлекает воровская, блатная романтика...
- Я бы не сказал, что сегодня она такая уж воровская. Давай говорить так: есть негодяи, подонки, уроды, и есть люди с определенным, так сказать, складом мышления, которых сейчас практически уже не осталось. Читая Бабеля, мы с тобой волей-неволей симпатизируем Бене Крику. Когда пьяный Савка Буцис врывается в лавку и в запарке убивает Мугинштейна, Беня его наказывает и обеспечивает маме Мугинштейна пожизненный пансион. Хоронят ошибочно убиенного всей Одессой за казенный счет с белыми розами и транспарантами. Это и есть понятие, а девять десятых людей, о которых сегодня говорят: "Он живет по понятиям", понятия не имеют, что это, в общем-то, 10 библейских заповедей.
- Вы по понятиям живете?
- Так (смеется), мы сейчас читателей напугаем.
Да, я живу по понятиям: стараюсь не обижать слабых, помогать нуждающимся, делать свою работу честно, не обманывая при этом людей. Я никому не ставлю подножки и тем более не вытираю об кого-то ноги. Да, у меня бывают ошибки, но я их всегда признаю. Самое большое мужество нужно, чтобы признать свои ошибки и извиниться за них.
"МЫ - ЖИВОТНЫЕ, И НЕ НАДО ЭТОГО СТЕСНЯТЬСЯ"
- При жизни Шолохова в советской литературе не утихали споры: как мог молодой человек 26 лет от роду написать "Тихий Дон"? Проведу параллель: как молодой человек из добропорядочной интеллигентной еврейской семьи врачей мог написать знаменитый одесский цикл?
- А казачьи песни? Почему я сегодня, в возрасте почти 54 лет, верю в то, что "Тихий Дон" написал Шолохов? Был бы критиком, может, и сомневался бы, но как автор, до 25 лет написавший почти все свои одесские и казачьи песни, я истово верю сегодня в Высший Разум и Провидение.
Думаю, Шолохову это диктовал Высший Разум, через него изложил какие-то свои мысли. Сегодня я и сам на месте критиков засомневался бы, что пацан написал "Гоп-стоп", "Есаула", "Казачью". Благо я не только знаю это жестко и твердо, но и могу предъявить черновики.
- Сегодня вы представляете, что это могло быть с вами?
- Дим, да я не задумывался, могло быть или не могло, - это случилось! Послушай, я это без правки написал:
На улице Гороховой ажиотаж,
Урицкий всю ЧК вооружает.
Все потому, что в Питер
В свой гастрольный вояж
С Одессы-мамы урки приезжают.
А было это летом, восемнадцатый год.
Убили Мишку в Питере с нагана.
На сходке порешили отомстить за него
Ребята загорелые с лимана.
Майданщик, Молдаван
и толстая Кармен...
"Вечером пойду на улицу Садовую, где, чуть не доходя до Крещатика, живет мой лучший друг". Александр Яковлевич рассказал Дмитрию Гордону ну очень смешной анекдот |
...Ну и так далее. Скажи, ну откуда этот Майданщик взялся? И вдруг пошло-пошло:
Четырнадцать "мокрушников" с собою взял Сэмен -
Горячий был народ на паровозе.
Уже чух-чух пары, кондуктор дал свисток,
Прощальный поцелуй, стакан горилки...
С Одессы-мамы, с моря дует вей-ветерок
До самой петроградской пересылки.
- Сколько вам лет было?
- Тогда - 23.
- Фантастика!
- И это было написано практически без правки.
Нинка, как картинка,
С фраером гребет.
Дай мне, Керя, финку,
Я пойду вперед.
Поинтересуюсь:
А что это за кент?
Ноги пусть рисует,
Нинка, это мент -
Я знаю.
Усики блатные,
Ручка крендельком,
Галифе штабные
Серые на ем.
Сладких, опер, ищешь?
Ай, не бери на понт!
В дуле ветер свищет,
Нинка, это шмон.
- Cейчас что-то cкажу, только не обижайтесь. Попробуйте сегодня так написать - не получится...
- А почему ты думаешь, что я не пробовал?.. Вот пару дней назад сочинил очень хорошую песню про Сусуман, хотя она сделана совершенно в другом ключе.
- А вы помните, какие песни родились в Киеве?
- В этом городе мне всегда работалось потрясающе. Здесь я написал "Зойку", "По большому сибирскому тракту", "Кандальную", "Проводи-ка меня, батя, на войну", "Бабий Яр", "Удивляюсь, как народ не обессилел", "Есаул", ну и "Крещатик" - понятно...
- Вы мне когда-то сказали, что если бы не Питер, жили бы в Киеве...
- Однозначно, коллега! Подтверждаю сегодня и буду подтверждать завтра, что на территории бывшего Советского Союза у меня есть два дорогих города. Один вне подозрения и обсуждения - Санкт-Петербург, второй - Киев.
- Вы бы хотели приобрести здесь какую-то недвижимость: квартиру, дом?
- Мечта моей жизни - просто никак не собраться.
- Александр Яковлевич, сегодня вы чувствуете себя циником или все-таки романтиком?
- А что такое циник?
- Уставший романтик...
- (Смеется). Да нет, я не циник. Циник - это человек, который нигилистически, снисходительно смотрит на многие вещи. Я, конечно, больше романтик, но всегда подчеркиваю: реалистичный романтик! Я врач, и мой реализм во многом идет от медицины. Когда люди говорят мне о братьях наших меньших, животных и нас, гениальных, я говорю: "Друзья мои, believe me (что в переводе с английского означает "поверьте"): мы с вами относимся к типу хордовых, классу млекопитающих, отряд, по-моему, приматов, вид - гоминидов, подвид - гомо сапиенс. Мы животные...
-...и не самые лучшие!
-...и не надо этого стесняться. Кора у нас, конечно, лучше развита, чем у хорька, но инстинкты - не дай Бог!".
Иногда мне говорят: "Александр Яковлевич, вы всем нравитесь, а это нехорошо". Чушь собачья! Никогда не писал сегодня для солдат, а завтра для уголовников, вчера для членов бюро обкома партии, а послезавтра для пионеров. Всегда писал так, как думаю, слышу и чувствую. "Вальс-бостон" любят все и "Утиную охоту" тоже, потому что все мы на инстинктивном уровне одинаковы. О-ди-на-ко-вы!
Своих женщин мы все любим одинаково - вот ухаживаем за ними в силу положения и материального благополучия по-разному. Один может сорвать с грядки две-три ромашки, а другой купит на рынке орхидеи, но инстинкт от этого и у того, и у другого не изменится. В этом мой цинизм, а вообще я романтик.
Дим, а можно прочту стихотворение, которое написал, переезжая из Тернополя в Ивано-Франковск? Под Винницей в селе Селище Гниваньского района я провел много-много дней, и все, что я видел, проезжая, из окна машины, так мне напомнило мое детство, мою украинскую жизнь. Во многом меня формировала Украина, во многом. Деревенская, настоящая... Пожалуй, этим стихотворением я попрощаюсь:
Господи, когда все это было?
За руку меня водила мама.
У ставка жеребая кобыла
Целовалась в камышах с туманом.
Вздрагивала, чуть пряла ушами,
Пробуя ноздрями теплый воздух,
Отгоняла ржаньем попрошаек -
Воробьев, слетавшихся к навозу.
Глазом мокрым по траве косила,
Что щипали гуси возле вишен.
А луна куском большого сыра
По соломенным катилась крышам.
Городского мальчика любила
Девочка красивая, как ветер.
Господи, когда все это было?
На какой тогда я жил планете?
- Александр Яковлевич, я вас очень люблю и счастлив от сознания того, что вы у нас были, есть, будете, и этого уже не отнять...