Чтобы помнили
Прощай, королева!
Светлана КАПЛИЙ. Специально для «Бульвар Гордона» 21 Июня, 2005 00:00
Исполняется 40 дней со дня смерти Натальи Гундаревой
Без малого четыре года мы вопреки здравому медицинскому смыслу верили: Гундарева вернется.
Без малого четыре года мы вопреки здравому медицинскому смыслу верили: Гундарева вернется.
"В ИСПЫТАНИИ, В ГОРЕ ИЩИ СЧАСТЬЕ, РАДОСТЬ"
- Алло, Михаил Иванович? Я должна вам... Наталья Георгиевна... она однажды мне сказала: "С мужем повезло неимоверно, поэтому о любви я и не люблю говорить - может быть, сглазить боюсь...". Я хочу, чтобы вы знали об этом...
Наверное, это она, Наташа, позаботилась о том, чтобы бесконечно уставший за четыре года тихого подвига любви и преданности и, кажется, навсегда зарекшийся общаться с журналистами Филиппов не положил по обыкновению трубку, а стал разговаривать. Я на его месте не стала бы. Потому что именно в моей стране несколько серьезных изданий незадолго до смерти актрисы зачем-то перепечатали грязную московскую сплетню: мол, выдохся примерный муж и тому подобное. Зачем, люди добрые?! Вы забыли, что лживое слово порой убивает эффективнее пули? Она ведь могла это прочесть!!! И на сколько же процентов увеличила объемы продаж душевная боль великой женщины и ее близких - бесконечно любящих, четыре года не отдающих ее смерти?
- Поймите меня, ваши коллеги за эти годы нанесли столько грязи к порогу тяжелобольного человека, - твердый вначале голос Филиппова срывается.
- Это не мои "коллеги", Михаил Иванович. Не мои! - отвечаю с почти библейской горечью...
Память услужливо выдает картинку: Гундарева, дерзко откидывающая голову жестом Дульсинеи Тобосской: "Нет, совершенно непонятное для меня это новое состояние умов - "отрицательная реклама тоже реклама". Я бы от такой рекламы удавилась! Но твоя жизнь - это ты и все, что рядом с тобой...".
По тому же закону всемирной подлости жизнь подобных женщин так и норовит превратиться в сюжет. Верховный режиссер пожелал, чтобы последней работой Гундаревой, сыгравшей больше 60 ролей во всех жанрах, известных современному драматическому искусству, и, по ее словам, всегда просившей у Бога только одного - чтобы ее профессия как можно дольше жила в ней, стала трагическая роль "Маресьева сцены".
Мне казалось, пока она под прицелом всенародной любви, сплетен и вранья любителей некрологов, продираясь сквозь ежеминутную страшную боль "отторженности" от театра и все чаще перемещая действие в больницу Московской патриархии, играет ее и живет - есть надежда. Вообще - надежда... Как там в "Братьях Карамазовых", которых Наталья Георгиевна читала и перечитывала из-за спектакля, где у мужа главная роль: "В испытаниях, в горе ищи счастье, радость"...
Она старше меня на 20 лет, но у нас одна и та же любимая книга детства - "Четвертая высота" (про пионерку Гулю Королеву). Когда однажды во время интервью мы выяснили это, Гундарева долго хохотала: "Вот она, сила идеологии!". - "Ну и кем вы себя в детстве представляли, наверное, Королевой?". - "Ну что ты, я себя представляла королевой!".
- Спасибо вам, Михаил Иванович, - говорю невпопад.
- За что? - удивленно откликается Филиппов.
- За то, что вы у нее были.
- А я у нее и есть.
"Я ЗАСЛУЖИЛА ПРАВО БЫТЬ СОБОЙ И ГОТОВА ИДТИ ПРОТИВ ВСЕХ"
- Вот "Театральная жизнь" написала, что я - "ля анима аллегро", веселая душа, - говорила мне Гундарева. - Так называли когда-то мастеров комедии дель арте. Душа-то веселая, это правда, но все впечатления, которые я выношу на сцену, для меня связаны с мучениями. Настрадавшись, можно играть комедию - потому что знаешь, что такое счастье...
Жизнь - это все-таки трагедия, потому что трагичен финал: мы умираем. На определенных этапах мы склонны считать ее комедией, но сознание у нас у всех, я думаю, все-таки катастрофическое. А театр - как увеличительное стекло. Взять хотя бы "Викторию?": ну чего все эти страсти стоят после того, как генерал Нельсон погибает? Мне кажется, что изнутри все люди несчастны и одиноки...
- Вот так! И вы, Брут...
- Я же сказала - "изнутри"! Нет, я никогда не чувствовала себя несчастной - у меня всегда была работа, роль. И потом, я, как дочь советских инженеров, жизнь строю по закону сопротивления материала. Я упругая... Я заслужила право быть собой. Не вижу оснований скрывать свои взгляды, подстраиваться, говорить неправду... Готова идти против всех.
..."За всех - противу всех", - мысленно поправила я, поперхнувшись пронзительной цветаевской интонацией, немного неожиданной из уст роскошной Смеральдины (непревзойденный по количеству экспрессии и мастерства на один кадр дуэт с Райкиным в "Труффальдино из Бергамо"), неистовой Альдонсы и обожаемой Жужу из трагикомедии Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово"...
Впрочем, и мать-героиня Надя Круглова ("Однажды 20 лет спустя"), и судья Люба ("Личное дело судьи Ивановой"), и сваха Вера ("Одиноким предоставляется общежитие"), и все эти Дуси, Таси, Кати Никаноровы, Аэлиты и прочие "сладкие женщины" горькой судьбы развитого социализма, начиная с дебютной в 1972 году буфетчицы Наденки из мелодрамы Виталия Мельникова "Здравствуй и прощай", - все и каждая из этих "русских Кабирий", гордо несущих свой крест и верующих, воскресает в этом "против всех" ее, гундаревским, фирменным знаком абсолютно подлинного содержания, плюющего на формы - соцреалистические или какие-либо другие. Попробуйте подсчитать, сколько раз на первый взгляд грубоватая и неуемная гражданка Никанорова раздавала свое барахло односельчанам и иноходью неслась за очередным избранником, мысли не допуская о тех же граблях... Дура или святая? Просто Женщина-такая-же-как-ты.
Мы еще долго будем смотреть это кино, потому что "веселая душа" Гундарева обладает потрясающим чувством юмора на мировоззренческом уровне. Умением построить в чужих, порой фальшивых, сценарно-режиссерских рамках свою философию жизни, помогающую и героине, и нам существовать в обстоятельствах, в которых по определению существовать нельзя. Гундарева как бы говорит: все в наших силах, одно и то же может казаться счастьем и горем, жизнь загадочна и страшна, но слегка подчиняема искусству...
- И все же вы, Наталья Георгиевна, десятой музе служите, а театру поклоняетесь.
- Так и есть. Кино дает мне популярность, без которой актеру очень трудно, как бы талантлив он ни был. Но кино - оно не питает, оно отбирает все, что у тебя есть... Чем бездарнее был режиссер, тем больше хотелось ему помочь. Я практически могла бы за него снимать кино... А театр ведет с тобой подспудную, почти незаметную работу, заставляет на каждом спектакле ворошить свою душу, - потому что зритель вправе требовать, чтобы из булгаковской коробочки и звезды падали, и голоса были слышны, как в первый раз...
Как бы там ни было, а ураган, поднятый крыльями мхатовской "Синей птицы" в душе маленькой пухлой москвички из коммуналки на Варварке, сперва занес ее в Театр юных москвичей при городском Дворце пионеров, а позже, коварно пользуясь тем, что мама Елена Михайловна уехала в отпуск, выдернул "едва помещавшуюся за кульманом" помощницу главного инженера бюро по реконструкции железобетонных и керамических комбинатов со вступительных экзаменов в МИСИ и, украсив кустодиевские формы бледно-розовым платьем с бледно-голубыми цветочками в комплекте с кудрями, накрученными на льняное семя, доставил прямиком в Щукинское, на звездный курс знаменитого Джузеппе - Катина-Ярцева... А четыре года спустя в Театре имени Маяковского нос к носу столкнул с одним из лучших режиссеров 20-го века Андреем Гончаровым.
Дальнейший внешний абрис действий хулиганистого урагана целиком вписывается в рамки "звездной истории": безнадежно отсутствующая за 10 дней до премьеры "Банкрот, или Свои люди - сочтемся" главная героиня, знающая назубок роль дебютантка, симпатизирующая ей жена режиссера, уговорившая мужа "попробовать девочку", триумф, разговоры о "конопатом чуде"... Встреча с пришедшим в театр Михаилом Филипповым - "филологом, питомцем знаменитой студии Розовского, человеком удивительного юмора и столь же ушибленным театром, чем меня и покорил"...
За рамками "звездной истории" - сверхчеловеческое напряжение этой нестерпимой любви: на гастролях в Германии она сыграла "Леди Макбет" четыре раза подряд и оглохла, за рамками - гипертонические кризы и сердце, после лихого канкана леди Гамильтон во втором действии "Виктории?" улетающее "куда-то через горло", за рамками - физическая непереносимость халтуры, часы и дни, когда "ешь себя поедом", за рамками - муж, который "не критик, а друг", талантливый, тонкий актер, бесконечно понимающий и прощающий "звездной" жене актерский "грех напористости" и бесконечное стремление кому-то выбивать квартиру, кого-то устраивать в больницу и учреждать благотворительные фонды...
- Ненавижу себя в состоянии "все равно", мне лучше муки адовы. Нас Гончаров учил: художник в сегодняшнем мире должен что-то очень любить и что-то очень ненавидеть. Но сначала - любить...
"ЕСТЬ ТИХАЯ НАДЕЖДА, ЧТО УЙДЕШЬ, ОТТОЛКНУВШИСЬ НОГОЙ ОТ ЗЕМЛИ"
- Алло, Наталья Георгиевна, это вы?
- Говорит автоответчик, оставьте ваше сообщение...
- Наталья Георгиевна, я же слышу, что это вы!
- Говорит автоответчик, оставьте...
- Ну Наталья Георгиевна, это же вы!
- Нет, это автоответчик... Ох! Ха-ха-ха!
Это не анекдот, это попытка дозвониться Гундаревой перед киевскими гастролями "Маяковки" со спектаклями "Кин IV" и "Жертва века".
- Мне обязательно нужно забиться куда-нибудь в тень. И это при патологической любви к солнцу! Гончаров, впервые попав к нам в дом, назвал меня "сумеречной женщиной"... Должно быть, из-за темных штор.
Театр предполагает пышность жизни, а я люблю осень, домик свой маленький в 140 километрах от Москвы... Меня всегда интересовал театр, а теперь интересует жизнь... Я в детстве была светлым, веснушчатым, очень живым созданием, обожавшим конфеты и сказки Бажова. А мама меня почему-то называла "мой грустный ребенок"... Да нет, на самом деле я очень веселый человек, Бог помог позаимствовать немного чувства юмора у Миши...
- Вообще-то, я это заметила еще в первую встречу, когда осаждала вас после "Виктории?", как адмирал Нельсон - крепость... Да-а, вам смешно!
...Ревя, как влюбленный Труффальдино, я ломилась в дверь с темпераментом буйного ухажера буфетчицы Наденки, временами выкрикивая что-то про одну из самых любимых актрис и смертельную катастрофу возвращения без интервью. Но прежде чем крепость пала, "одна из", коварно улыбаясь, заставила меня минут пять перечислять "остальных любимых" Раневских, Нееловых и Фрейндлих, признав на Бабановой, что "компания хорошая"...
Жизнь весьма склонна какие-то свои отрезки "закольцовывать". Тогда, в середине 90-х, подсвеченный окнами, медленно опускался на землю пушистый февральский снег, и спокойный ровный голос Гундаревой обещал, что неразбериха пройдет и разруха в душах пройдет, потому что никакой "новой" морали нет, есть мораль и аморальность, а люди - всего лишь только люди... Теперь, когда, подсвеченный фонарем, на подоконник медленно опускается всего лишь похожий на "тот" снег тополиный пух, я внушаю себе ту же спасительную мысль - и чувствую сиротство.
Гончаров и Гундарева. С их тандемом из театра ушло легкое дыхание. Неприятие того, что мир алогичен и абсурден. Понимание, что русская классика по духу, по сути, по морали своей антибуржуазна - нравится это кому-то или нет.
От спектаклей, как от любви, осталась только эмоциональная память. Не удержать ее метафоры - прозрачные в почти первородном театральном символизме, но... "простите мне, я так люблю Наташу милую мою"...
Последний фильм - сериал "Саломея", последний спектакль накануне беды летом 2001-го - "Любовный напиток"...
- Как думаете, чем придется платить за славу?
- Наверное, одиночеством в старости. Хотя есть тихая надежда, что Бог не оставит своей милостью: все закончится в одночасье, и ты не будешь висеть тяжким грузом на тех, кто рядом с тобой. А уйдешь, оттолкнувшись ногой от земли...
Смерть была быстрой - нянечка не успела вернуться в палату с врачом. А до того была жизнь. Наполненная болью, мучительными процедурами, любовью, книгами, помощью тем, кому "хуже, чем тебе", и страстным, последние полтора года безнадежным для всех, кроме нее самой, желанием играть.
- Театр - это храм. Как в храме живут души умерших, так живут они в моем театре, и это продолжение жизни...
И я не верю, что ее душа покинет нас завтра.

Прощай, королева!
"Бульвар Гордона" создает цельный мир
Горько плакал крокодил, кушая ребенка
Стюарт женится на Пенни Ланкастер
Сташевский сменил пол. Кобелю
Джордан родила сына
Дело в шляпе!
Михаил Ефремов чуть не отравил зрителей газом
Зачем он нужен, этот галстук?
"Мисс Украина-2001" Александра НИКОЛАЕНКО: "Медведчук имеет такое же отношение к моей поездке на конкурс "Мисс Вселенная", как и к назначению Кондолизы Райс"
Вера СОТНИКОВА: "Вдвоем с маленьким сыном мы ютились за шкафом в комнате коммуналки. Не было денег на масло, на одежду - ни на что. Жить не хотелось!"
Летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза Виталий ЖОЛОБОВ: "Возможен ли секс в космосе? А почему нет? Во всяком случае, тренировки на Земле продолжаются"
"Лицедей" Роберт ГОРОДЕЦКИЙ: "Однажды на концерте нам подарили курицу. Полунин без раздумий швырнул ее в зал. Представьте: она летит и мелко гадит, а внизу зрители в красивых светлых костюмах..."
Живи и здравствуй, интерес спортивный!
Дамы покидают кавалеров
Животное невиданной красы
Лайма ВАЙКУЛЕ: "Если у вас что-то не сложится на Земле, приглашаю к себе на Луну"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги