Вера СОТНИКОВА: "Вдвоем с маленьким сыном мы ютились за шкафом в комнате коммуналки. Не было денег на масло, на одежду - ни на что. Жить не хотелось!"
"В МОЙ ДОМ КУЗЬМИН ПРИШЕЛ С ОДНОЙ ГИТАРОЙ"
- Последний фильм с вашим участием - "Слова и музыка" Сергея Соловова, римейк одноименной французской ленты. Вы смотрели фильм-оригинал с Катрин Денев и Кристофером Ламбертом в главных ролях?
- Нет, и не смотрела намеренно: мне хотелось создать новый образ, мне нужна была моя героиня, мой сюжет. Не то чтобы я опасалась сделать что-то так, как сделала Денев, - просто хотела застраховать себя даже от возможности такого сравнения. А вообще, как сказали мне люди, которые видели французский фильм, наши "Слова и музыка" очень от него отличаются. У нас получилась совершенно иная история. Я, кстати, не уверена, что французскую картину посмотрело такое уж большое количество отечественных зрителей. А те, кто посмотрел, пусть сравнивают. Я никогда не боялась сравнений.
- Чем вас привлекла героиня "Слов" - успешная 40-летняя женщина-продюсер, которая влюбилась в начинающего 20-летнего музыканта?
- Я всегда с удовольствием соглашалась сниматься в картинах, где есть любовь. Любовь, сильные страсти - это моя тема. Первое, что я спросила у режиссера, прочитав сценарий: "Вы что, с меня списывали?". В ответ Соловов лишь улыбнулся. Потому что в характерах и биографиях действительно кое-что совпадает.
- Ну хотя бы то, что вы, как и Марго, знаете закулисье шоу-бизнеса не понаслышке.
- Да, это была одна из главных причин, по которой Соловов утвердил меня на эту роль. И я согласилась без раздумий, отказавшись ради нее от большого и серьезного проекта, связанного с путешествиями. Сценарий сразу показался мне очень интересным. История, когда женщине 42, у нее семья и двое детей и она влюбляется в молодого мальчика, на мой взгляд, очень интересна. Хотя бы потому, что не так уж редко встречается в жизни. Я, к примеру, подобные ситуации наблюдаю сплошь и рядом: в кругу моих близких знакомых много пар, в которых женщина старше своего мужа или любимого.
- Марго очень много делает для карьеры молодого возлюбленного. Говорят, и вы в свое время очень помогли Владимиру Кузьмину.
- Да, я действительно много сделала для его карьеры. В мой дом Кузьмин пришел с одной гитарой. Он как раз вернулся из США после развода с американской женой, чувствовал себя неуверенно, был лишен оптимизма... И я вместе с ним начала заниматься его имиджем, студиями, клипами...
- Вы ведь даже были режиссером всех его тогдашних клипов.
- У меня в ту пору был период постоянного вдохновения. Однажды придумала сценарий и показала его Володе, а он сказал: "Хочу, чтобы клип снимала ты". Я стала отказываться: мол, тебе не жалко денег, какой из меня режиссер? Но он настоял, а потом полностью доверился мне как режиссеру. А просмотрев то, что получилось, заявил: "Хочу, чтобы ты снимала и дальше". В итоге я сделала пять клипов, один из которых, "Душа", даже занял призовое место на конкурсе МТV.
Я очень люблю все эти работы, они получились красивыми: я старалась, чтобы картинка как можно полнее и точнее отражала сценарий.
Я с детства рисую. В шесть лет впервые посетила Эрмитаж: мама потратила свой отпуск на то, чтобы показать нам с сестрой лучшие музеи. И я буквально выросла на шедеврах мировой живописи.
"Расставание с Кузьминым было сопряжено для меня с большим стрессом. Но я ни о чем не жалею и рада, что у Володи все хорошо" |
Все это веду к тому, что у меня есть ощущение изображения, поэтому я четко представляла, как идея должна выглядеть на пленке. И всегда отстаивала свое видение, даже когда оператор протестовал: "Так никто не снимает!".
- Но вы с Кузьминым так и не расписались?
- Нет, мы жили в гражданском браке, хотя со временем купили квартиру.
- Вы никогда не рассказываете о причинах вашего расставания.
- Это очень личное. И это расставание для меня было сопряжено с большим стрессом... Единственное, что могу сказать: ни о чем не жалею и рада за Володю, у которого в дальнейшем все сложилось хорошо.
Я вообще считаю, что самое трудное в судьбе актера - иметь полноценную семью. Потому что если личной жизни наша профессия не мешает, то семейной... Далеко не каждый человек способен понять и принять постоянные эмоциональные всплески, которым подвержены актеры. Если же такой человек тебе попадается - это редкое счастье.
- Чего вы никогда не прощаете своим мужчинам?
- Предательства. Имею в виду даже не измену - просто есть такие жизненные моменты, когда я обязательно должна чувствовать в мужчине опору, должна быть по-настоящему уверена, что ему можно довериться, поделиться с ним всем. А если он не может меня поддержать, это и есть предательство.
"ВОЗВРАЩАЯСЬ НОЧЬЮ ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ, Я ЗАСТАВАЛА СЫНА, СПЯЩЕГО В ШКОЛЬНОЙ ФОРМЕ"
- Судя по интервью самые трудные времена вам пришлось пережить в юности.
- После второго курса, когда мне исполнилось 19, я ушла в декрет и уехала к маме в Волгоград - рожать. Потом осталась одна с сыном: его отец не захотел обременять себя семьей.
- А как вы познакомились с таким отцом?
- Он как-то зашел в наше студенческое общежитие к моим друзьям... Разносторонний был человек, перепробовал несколько занятий, был и художником, и писателем. Но постоянной профессии у него так и не появилось. Сын иногда с ним встречается, я - нет.
- Значит, сына растить вам пришлось одной?
- После окончания Школы-студии при МХАТе мы ездили по стране с литературной композицией "Мастер и Маргарита", и я неплохо зарабатывала. Но потом получилось так, что я осталась без работы. Вдвоем с маленьким Яном мы ютились за шкафом, который перегораживал комнату в коммунальной квартире. На второй половине комнаты жил отец Яна. До сих пор не могу забыть, как однажды сын, вернувшись из детсада, сел пить чай и попросил масла на хлеб. А я сказала: "Нет масла".
Не было денег на масло, на одежду - ни на что не было! Мне иногда жить не хотелось. Но каждый раз, когда думалось: "Как хорошо одним махом все оборвать", удерживал девиз, усвоенный с детства: "Сталинград так просто не сдается!". И я успокаивала себя: все, что со мной происходит, - случайность, эти трудности рано или поздно закончатся, у меня появится работа в лучшем театре, я стану известной актрисой.
- А потом, когда появилась работа, стало проще?
- Только с одной стороны. Потому что, с другой - мой ребенок постоянно был один. Его не с кем было оставить, нам ведь никто не помогал. Я сейчас думаю: будь у меня возможность что-то исправить в прошлом, мне хотелось бы исправить именно тот период нашей жизни. Я бы ни на шаг, ни на миг не отпускала сына от себя. Я многое ему недодала, и он мне постоянно маленьким снится...
Мой сын пошел в первый класс без меня - меня не отпустили со съемок в Таллине. Мне было невыносимо больно смотреть на таллинских первоклашек, которые шли, держа за руку своих мам. А потом, когда он стал учиться, я, возвращаясь ночью после спектакля, заставала его уснувшим в школьной форме. Я его переодевала, а утром будила очень рано и заставляла делать уроки. Какой ребенок мог это выдержать?..
Но я не имела права отказываться от ролей - нам нужны были деньги. И все это изменить уже невозможно. Хотя, оглядываясь назад, понимаю: все, что пришлось пережить от рождения сына и позже, надо было пережить хотя бы затем, чтобы познать жизнь с разных ее сторон.
Весь этот опыт пригодился мне в профессии. Актер, которого не испытывала судьба, всегда будет только скользить по поверхности. Я очень благодарна судьбе за все перипетии, за то, что мне удалось справиться с этими испытаниями самой, сохранив свою личность. Но при этом не могу сказать, что все произошедшее только дело случая.
Свою жизнь я, безусловно, сотворила сама. В 13 лет я записала в дневнике: "Нужно обязательно быть свободным, только чтобы другим не было больно от этой свободы". Меня никто и никогда ни к чему не принуждал, а если я и поступала вопреки своей воле, на душе оставался тяжелый осадок. И стремление поступать по своей воле всегда было для меня самым главным, хотя по молодости и поддавалась влиянию каких-то интересных людей. Но я всегда была уверена: надо доверять только интуиции, потому что она мудрее нас. Я во всем подчинялась чувствам, хотя иногда из этого не получалось ничего хорошего.
- Я читала, что имя своего будущего ребенка вы вычитали в газете.
- Где-то в 14-15 лет я увидела фотографию в одной из волгоградских газет: мальчик в голубых джинсиках, беленькой рубашечке и в подтяжках слизывает мороженое у своего товарища. И заявила: "Я такого же хочу!".
Спустя несколько лет пришла в гости со своим любимым и увидела мальчика почти в таких же джинсиках и подтяжках. Его звали Ян. Тогда я снова сказала: "Я такого же хочу". - "Будет!" - пообещал мне любимый. И уже в животе мой ребенок стал называться Яном.
"Сын живет самостоятельно с 13 лет. Я купила ему отдельную квартиру и каждую неделю забивала ему холодильник с продуктами, так как в Москве отсутствовала постоянно" |
Но когда он родился, я и представить не могла, что меня ожидает... Я ведь до девятого класса играла в куклы. Потому понадобилось немало времени, чтобы осознать: ответственность за моего ребенка лежит только на мне и ни на ком другом... Кстати, ту фотографию из волгоградской газеты храню до сих пор.
- Вот вы говорите, что до девятого класса играли в куклы. Но что-то же помогло вам сформировать характер, благодаря которому смогли преодолеть столько трудностей.
- Знаете, я с детства привыкла преодолевать страх. В школе я занималась прыжками в воду, посещая бассейн ежедневно - утром перед занятиями и вечером после уроков. Час тренировалась на батуте, час - на воде. И каждый день в течение нескольких лет, стоя на вышке, боролась со страхом.
- Сын давно живет отдельно от вас?
- Я купила ему отдельную квартиру, как только он подрос. Так что самостоятельно он живет с 13 лет. Каждую неделю я с водителем отправляла ему продукты, полностью забивая холодильник. Я подумала, что это верное решение, поскольку в Москве я отсутствовала практически постоянно, уезжая то на съемки, то на гастроли.
- Вы с первого раза поступили в театральный?
- С моим поступлением целая история получилась. На всех школьных конкурсах и всех пионерских слетах я читала стихи и даже призы получала. А поступать в театральный посоветовала моя сестра Галя (она старше меня на пять лет), работавшая режиссером на Волгоградском телевидении. Галка дала мне отрывок из Генри, с которым сама когда-то поступала. Я отправилась в Саратовское театральное училище, куда меня, к счастью, не приняли: комиссии не понравилось, что на экзамен я надела брюки, а не юбку, как велели. Я вернулась домой, в Волгоград, и начала готовиться к экзаменам на филфак МГУ. Но и в университет меня не приняли, вернее, не приняли документы, поскольку в них не хватало двух справок - из туберкулезного и психоневрологического диспансеров.
Я очень расстроилась и отправилась на вокзал занимать очередь за билетами. А поскольку тогда стояли по семь-восемь часов, я, чтобы убить время, отправилась в Щукинское училище. Заняв очередь на прослушивание, вышла во двор и познакомилась с парнем, который предложил: "Слушай, пока мы тут ждем очереди, успеем еще сбегать в Школу-студию МХАТ". И побежали.
Абитуриентов там прослушивал Андрей Мягков, который после моего "выступления" строго поинтересовался: "Что это вы так плохо читаете?". Я честно призналась: "У меня документы в университет не приняли, и очередь за билетом на Казанском вокзале проходит". А он говорит: "Никуда вы не поедете!". И мне сразу выделили место в общежитии и допустили к экзаменам.
19 июля, в свой день рождения, я увидела свою фамилию в списках принятых. И в 16 лет, оставив родительский дом, переехала в Москву.
- Ваши родители имели профессиональное отношение к искусству?
- Никакого. Мама одно время работала телефонисткой в правительственной связи, и это ей повредило: ее долго не выпускали за границу. Папа был шихтовщиком на заводе. Но мои родители были по-своему творческими людьми: мама писала стихи, а отец - мемуары о том, как мальчишкой сбежал на войну.
"МЕНЯ МУЧИЛА МЫСЛЬ, ЧТО НА МОЕМ МЕСТЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ЛЕНА МАЙОРОВА. МНЕ ДАЖЕ БЫЛО СТЫДНО ХОРОШО ИГРАТЬ"
- Вы часто приезжаете в родной Волгоград?
- Если честно, то теперь уже редко. Но все-таки стараюсь вырваться, потому что там у меня много друзей и родственников. Я и мои одноклассники иногда созваниваемся или переписываемся.
- В антрепризном спектакле "Мастер и Маргарита" вы играете Маргариту. Не боялись браться за эту роль?
- Поначалу боялась. Прежде всего из-за всех этих таинственных историй, связанных с различными постановками романа. Видимо, в романе и впрямь закодировано что-то такое, что человек пока не в силах объяснить. Да и роль Маргариты сложная, требующая особых психологических усилий...
Но потом я поняла, что от таких ролей не отказываются: думаю, любая женщина - не только актриса - хоть раз в жизни хотела бы оказаться на месте Маргариты. Потому что любая женщина мечтает о той великой, настоящей любви, которую довелось испытать героине Булгакова.
Я вообще считаю, что в этой жизни нет ничего важнее любви... И заметьте, в романе об этом чувстве написано не так уж много. Но как ярко!
- Вы нередко появляетесь в сериалах. Многие артисты утверждают, что участвуют в них исключительно ради денег.
- В таком заработке нет ничего постыдного. В любом случае это работа, к которой я отношусь профессионально. Конечно, в производстве сериалов есть свои изъяны. К примеру, несколько серьезных сцен снимаются за один день, и то без репетиций. При таком режиме иногда устаешь так, что в конце дня уже плохо соображаешь, что делаешь. Качество при этом, безусловно, страдает. Но такова специфика производства...
- Вам случалось отказываться от роли?
- Да, когда меня не устраивал сценарий. Или режиссер. Не буду называть имена, но я отказалась от работы с некоторыми постановщиками потому, что не находила точек соприкосновения. Режиссер должен вызвать у меня доверие, я должна понимать его - только тогда смогу сделать свою роль. Хотя об одной упущенной роли очень жалею.
Несколько лет назад был период, когда мне одну за другой предлагали роли женщин легкого поведения. И я все время отказывалась. Так и получилось, что отказалась от съемок в фильме "Плюмбум, или Опасная игра", в котором сыграла Лена Яковлева. А когда фильм вышел, я поняла, что упустила.
- А бывало так, что, наоборот, вам доставалась чья-то роль?
- В мхатовском спектакле "Три сестры" я заменила трагически ушедшую из жизни Лену Майорову - она играла Машу еще до того, как я пришла в этот театр. Лены не стало за пять дней до начала сезона, который должен был открываться этой постановкой. И Олег Николаевич Ефремов попросил: "Вера, если ты можешь, если ты в состоянии...".
Задача, которую он передо мной поставил, была колоссальна по своей трудности, и никто не верил, что я с ней справлюсь. Ведь мне предстояло не только выучить огромный текст, но и сделать свою собственную роль. Артисты репетировали этот спектакль около двух лет, а у меня было всего две репетиции на сцене.
Не все, конечно, восприняли мой срочный ввод с восторгом, но многие все же понимали, что я спасаю постановку, что Лену все равно должна заменить другая актриса, потому что "Трех сестер" никто не планировал снимать с репертуара... Эту роль я посвятила Лене. Хотя меня постоянно мучила мысль, что на моем месте должна была быть Майорова... Мне даже стыдно было хорошо играть.