Вера СОТНИКОВА: "Вдвоем с маленьким сыном мы ютились за шкафом в комнате коммуналки. Не было денег на масло, на одежду - ни на что. Жить не хотелось!"
"В МОЙ ДОМ КУЗЬМИН ПРИШЕЛ С ОДНОЙ ГИТАРОЙ"
- Последний фильм с вашим участием - "Слова и музыка" Сергея Соловова, римейк одноименной французской ленты. Вы смотрели фильм-оригинал с Катрин Денев и Кристофером Ламбертом в главных ролях?
- Нет, и не смотрела намеренно: мне хотелось создать новый образ, мне нужна была моя героиня, мой сюжет. Не то чтобы я опасалась сделать что-то так, как сделала Денев, - просто хотела застраховать себя даже от возможности такого сравнения. А вообще, как сказали мне люди, которые видели французский фильм, наши "Слова и музыка" очень от него отличаются. У нас получилась совершенно иная история. Я, кстати, не уверена, что французскую картину посмотрело такое уж большое количество отечественных зрителей. А те, кто посмотрел, пусть сравнивают. Я никогда не боялась сравнений.
- Чем вас привлекла героиня "Слов" - успешная 40-летняя женщина-продюсер, которая влюбилась в начинающего 20-летнего музыканта?
- Я всегда с удовольствием соглашалась сниматься в картинах, где есть любовь. Любовь, сильные страсти - это моя тема. Первое, что я спросила у режиссера, прочитав сценарий: "Вы что, с меня списывали?". В ответ Соловов лишь улыбнулся. Потому что в характерах и биографиях действительно кое-что совпадает.
- Ну хотя бы то, что вы, как и Марго, знаете закулисье шоу-бизнеса не понаслышке.
- Да, это была одна из главных причин, по которой Соловов утвердил меня на эту роль. И я согласилась без раздумий, отказавшись ради нее от большого и серьезного проекта, связанного с путешествиями. Сценарий сразу показался мне очень интересным. История, когда женщине 42, у нее семья и двое детей и она влюбляется в молодого мальчика, на мой взгляд, очень интересна. Хотя бы потому, что не так уж редко встречается в жизни. Я, к примеру, подобные ситуации наблюдаю сплошь и рядом: в кругу моих близких знакомых много пар, в которых женщина старше своего мужа или любимого.
- Марго очень много делает для карьеры молодого возлюбленного. Говорят, и вы в свое время очень помогли Владимиру Кузьмину.
- Да, я действительно много сделала для его карьеры. В мой дом Кузьмин пришел с одной гитарой. Он как раз вернулся из США после развода с американской женой, чувствовал себя неуверенно, был лишен оптимизма... И я вместе с ним начала заниматься его имиджем, студиями, клипами...
- Вы ведь даже были режиссером всех его тогдашних клипов.
- У меня в ту пору был период постоянного вдохновения. Однажды придумала сценарий и показала его Володе, а он сказал: "Хочу, чтобы клип снимала ты". Я стала отказываться: мол, тебе не жалко денег, какой из меня режиссер? Но он настоял, а потом полностью доверился мне как режиссеру. А просмотрев то, что получилось, заявил: "Хочу, чтобы ты снимала и дальше". В итоге я сделала пять клипов, один из которых, "Душа", даже занял призовое место на конкурсе МТV.
Я очень люблю все эти работы, они получились красивыми: я старалась, чтобы картинка как можно полнее и точнее отражала сценарий.
Я с детства рисую. В шесть лет впервые посетила Эрмитаж: мама потратила свой отпуск на то, чтобы показать нам с сестрой лучшие музеи. И я буквально выросла на шедеврах мировой живописи.
![]() "Расставание с Кузьминым было сопряжено для меня с большим стрессом. Но я ни о чем не жалею и рада, что у Володи все хорошо" |
Все это веду к тому, что у меня есть ощущение изображения, поэтому я четко представляла, как идея должна выглядеть на пленке. И всегда отстаивала свое видение, даже когда оператор протестовал: "Так никто не снимает!".
- Но вы с Кузьминым так и не расписались?
- Нет, мы жили в гражданском браке, хотя со временем купили квартиру.
- Вы никогда не рассказываете о причинах вашего расставания.
- Это очень личное. И это расставание для меня было сопряжено с большим стрессом... Единственное, что могу сказать: ни о чем не жалею и рада за Володю, у которого в дальнейшем все сложилось хорошо.
Я вообще считаю, что самое трудное в судьбе актера - иметь полноценную семью. Потому что если личной жизни наша профессия не мешает, то семейной... Далеко не каждый человек способен понять и принять постоянные эмоциональные всплески, которым подвержены актеры. Если же такой человек тебе попадается - это редкое счастье.
- Чего вы никогда не прощаете своим мужчинам?
- Предательства. Имею в виду даже не измену - просто есть такие жизненные моменты, когда я обязательно должна чувствовать в мужчине опору, должна быть по-настоящему уверена, что ему можно довериться, поделиться с ним всем. А если он не может меня поддержать, это и есть предательство.
"ВОЗВРАЩАЯСЬ НОЧЬЮ ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ, Я ЗАСТАВАЛА СЫНА, СПЯЩЕГО В ШКОЛЬНОЙ ФОРМЕ"
- Судя по интервью самые трудные времена вам пришлось пережить в юности.
- После второго курса, когда мне исполнилось 19, я ушла в декрет и уехала к маме в Волгоград - рожать. Потом осталась одна с сыном: его отец не захотел обременять себя семьей.
- А как вы познакомились с таким отцом?
- Он как-то зашел в наше студенческое общежитие к моим друзьям... Разносторонний был человек, перепробовал несколько занятий, был и художником, и писателем. Но постоянной профессии у него так и не появилось. Сын иногда с ним встречается, я - нет.
- Значит, сына растить вам пришлось одной?
- После окончания Школы-студии при МХАТе мы ездили по стране с литературной композицией "Мастер и Маргарита", и я неплохо зарабатывала. Но потом получилось так, что я осталась без работы. Вдвоем с маленьким Яном мы ютились за шкафом, который перегораживал комнату в коммунальной квартире. На второй половине комнаты жил отец Яна. До сих пор не могу забыть, как однажды сын, вернувшись из детсада, сел пить чай и попросил масла на хлеб. А я сказала: "Нет масла".
Не было денег на масло, на одежду - ни на что не было! Мне иногда жить не хотелось. Но каждый раз, когда думалось: "Как хорошо одним махом все оборвать", удерживал девиз, усвоенный с детства: "Сталинград так просто не сдается!". И я успокаивала себя: все, что со мной происходит, - случайность, эти трудности рано или поздно закончатся, у меня появится работа в лучшем театре, я стану известной актрисой.
- А потом, когда появилась работа, стало проще?
- Только с одной стороны. Потому что, с другой - мой ребенок постоянно был один. Его не с кем было оставить, нам ведь никто не помогал. Я сейчас думаю: будь у меня возможность что-то исправить в прошлом, мне хотелось бы исправить именно тот период нашей жизни. Я бы ни на шаг, ни на миг не отпускала сына от себя. Я многое ему недодала, и он мне постоянно маленьким снится...
Мой сын пошел в первый класс без меня - меня не отпустили со съемок в Таллине. Мне было невыносимо больно смотреть на таллинских первоклашек, которые шли, держа за руку своих мам. А потом, когда он стал учиться, я, возвращаясь ночью после спектакля, заставала его уснувшим в школьной форме. Я его переодевала, а утром будила очень рано и заставляла делать уроки. Какой ребенок мог это выдержать?..
Но я не имела права отказываться от ролей - нам нужны были деньги. И все это изменить уже невозможно. Хотя, оглядываясь назад, понимаю: все, что пришлось пережить от рождения сына и позже, надо было пережить хотя бы затем, чтобы познать жизнь с разных ее сторон.
Весь этот опыт пригодился мне в профессии. Актер, которого не испытывала судьба, всегда будет только скользить по поверхности. Я очень благодарна судьбе за все перипетии, за то, что мне удалось справиться с этими испытаниями самой, сохранив свою личность. Но при этом не могу сказать, что все произошедшее только дело случая.
Свою жизнь я, безусловно, сотворила сама. В 13 лет я записала в дневнике: "Нужно обязательно быть свободным, только чтобы другим не было больно от этой свободы". Меня никто и никогда ни к чему не принуждал, а если я и поступала вопреки своей воле, на душе оставался тяжелый осадок. И стремление поступать по своей воле всегда было для меня самым главным, хотя по молодости и поддавалась влиянию каких-то интересных людей. Но я всегда была уверена: надо доверять только интуиции, потому что она мудрее нас. Я во всем подчинялась чувствам, хотя иногда из этого не получалось ничего хорошего.
- Я читала, что имя своего будущего ребенка вы вычитали в газете.
- Где-то в 14-15 лет я увидела фотографию в одной из волгоградских газет: мальчик в голубых джинсиках, беленькой рубашечке и в подтяжках слизывает мороженое у своего товарища. И заявила: "Я такого же хочу!".
Спустя несколько лет пришла в гости со своим любимым и увидела мальчика почти в таких же джинсиках и подтяжках. Его звали Ян. Тогда я снова сказала: "Я такого же хочу". - "Будет!" - пообещал мне любимый. И уже в животе мой ребенок стал называться Яном.
![]() "Сын живет самостоятельно с 13 лет. Я купила ему отдельную квартиру и каждую неделю забивала ему холодильник с продуктами, так как в Москве отсутствовала постоянно" |
Но когда он родился, я и представить не могла, что меня ожидает... Я ведь до девятого класса играла в куклы. Потому понадобилось немало времени, чтобы осознать: ответственность за моего ребенка лежит только на мне и ни на ком другом... Кстати, ту фотографию из волгоградской газеты храню до сих пор.
- Вот вы говорите, что до девятого класса играли в куклы. Но что-то же помогло вам сформировать характер, благодаря которому смогли преодолеть столько трудностей.
- Знаете, я с детства привыкла преодолевать страх. В школе я занималась прыжками в воду, посещая бассейн ежедневно - утром перед занятиями и вечером после уроков. Час тренировалась на батуте, час - на воде. И каждый день в течение нескольких лет, стоя на вышке, боролась со страхом.
- Сын давно живет отдельно от вас?
- Я купила ему отдельную квартиру, как только он подрос. Так что самостоятельно он живет с 13 лет. Каждую неделю я с водителем отправляла ему продукты, полностью забивая холодильник. Я подумала, что это верное решение, поскольку в Москве я отсутствовала практически постоянно, уезжая то на съемки, то на гастроли.
- Вы с первого раза поступили в театральный?
- С моим поступлением целая история получилась. На всех школьных конкурсах и всех пионерских слетах я читала стихи и даже призы получала. А поступать в театральный посоветовала моя сестра Галя (она старше меня на пять лет), работавшая режиссером на Волгоградском телевидении. Галка дала мне отрывок из Генри, с которым сама когда-то поступала. Я отправилась в Саратовское театральное училище, куда меня, к счастью, не приняли: комиссии не понравилось, что на экзамен я надела брюки, а не юбку, как велели. Я вернулась домой, в Волгоград, и начала готовиться к экзаменам на филфак МГУ. Но и в университет меня не приняли, вернее, не приняли документы, поскольку в них не хватало двух справок - из туберкулезного и психоневрологического диспансеров.
Я очень расстроилась и отправилась на вокзал занимать очередь за билетами. А поскольку тогда стояли по семь-восемь часов, я, чтобы убить время, отправилась в Щукинское училище. Заняв очередь на прослушивание, вышла во двор и познакомилась с парнем, который предложил: "Слушай, пока мы тут ждем очереди, успеем еще сбегать в Школу-студию МХАТ". И побежали.
Абитуриентов там прослушивал Андрей Мягков, который после моего "выступления" строго поинтересовался: "Что это вы так плохо читаете?". Я честно призналась: "У меня документы в университет не приняли, и очередь за билетом на Казанском вокзале проходит". А он говорит: "Никуда вы не поедете!". И мне сразу выделили место в общежитии и допустили к экзаменам.
19 июля, в свой день рождения, я увидела свою фамилию в списках принятых. И в 16 лет, оставив родительский дом, переехала в Москву.
- Ваши родители имели профессиональное отношение к искусству?
- Никакого. Мама одно время работала телефонисткой в правительственной связи, и это ей повредило: ее долго не выпускали за границу. Папа был шихтовщиком на заводе. Но мои родители были по-своему творческими людьми: мама писала стихи, а отец - мемуары о том, как мальчишкой сбежал на войну.
"МЕНЯ МУЧИЛА МЫСЛЬ, ЧТО НА МОЕМ МЕСТЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ЛЕНА МАЙОРОВА. МНЕ ДАЖЕ БЫЛО СТЫДНО ХОРОШО ИГРАТЬ"
- Вы часто приезжаете в родной Волгоград?
- Если честно, то теперь уже редко. Но все-таки стараюсь вырваться, потому что там у меня много друзей и родственников. Я и мои одноклассники иногда созваниваемся или переписываемся.
- В антрепризном спектакле "Мастер и Маргарита" вы играете Маргариту. Не боялись браться за эту роль?
- Поначалу боялась. Прежде всего из-за всех этих таинственных историй, связанных с различными постановками романа. Видимо, в романе и впрямь закодировано что-то такое, что человек пока не в силах объяснить. Да и роль Маргариты сложная, требующая особых психологических усилий...
Но потом я поняла, что от таких ролей не отказываются: думаю, любая женщина - не только актриса - хоть раз в жизни хотела бы оказаться на месте Маргариты. Потому что любая женщина мечтает о той великой, настоящей любви, которую довелось испытать героине Булгакова.
Я вообще считаю, что в этой жизни нет ничего важнее любви... И заметьте, в романе об этом чувстве написано не так уж много. Но как ярко!
- Вы нередко появляетесь в сериалах. Многие артисты утверждают, что участвуют в них исключительно ради денег.
- В таком заработке нет ничего постыдного. В любом случае это работа, к которой я отношусь профессионально. Конечно, в производстве сериалов есть свои изъяны. К примеру, несколько серьезных сцен снимаются за один день, и то без репетиций. При таком режиме иногда устаешь так, что в конце дня уже плохо соображаешь, что делаешь. Качество при этом, безусловно, страдает. Но такова специфика производства...
- Вам случалось отказываться от роли?
- Да, когда меня не устраивал сценарий. Или режиссер. Не буду называть имена, но я отказалась от работы с некоторыми постановщиками потому, что не находила точек соприкосновения. Режиссер должен вызвать у меня доверие, я должна понимать его - только тогда смогу сделать свою роль. Хотя об одной упущенной роли очень жалею.
Несколько лет назад был период, когда мне одну за другой предлагали роли женщин легкого поведения. И я все время отказывалась. Так и получилось, что отказалась от съемок в фильме "Плюмбум, или Опасная игра", в котором сыграла Лена Яковлева. А когда фильм вышел, я поняла, что упустила.
- А бывало так, что, наоборот, вам доставалась чья-то роль?
- В мхатовском спектакле "Три сестры" я заменила трагически ушедшую из жизни Лену Майорову - она играла Машу еще до того, как я пришла в этот театр. Лены не стало за пять дней до начала сезона, который должен был открываться этой постановкой. И Олег Николаевич Ефремов попросил: "Вера, если ты можешь, если ты в состоянии...".
Задача, которую он передо мной поставил, была колоссальна по своей трудности, и никто не верил, что я с ней справлюсь. Ведь мне предстояло не только выучить огромный текст, но и сделать свою собственную роль. Артисты репетировали этот спектакль около двух лет, а у меня было всего две репетиции на сцене.
Не все, конечно, восприняли мой срочный ввод с восторгом, но многие все же понимали, что я спасаю постановку, что Лену все равно должна заменить другая актриса, потому что "Трех сестер" никто не планировал снимать с репертуара... Эту роль я посвятила Лене. Хотя меня постоянно мучила мысль, что на моем месте должна была быть Майорова... Мне даже стыдно было хорошо играть.



Прощай, королева!
"Бульвар Гордона" создает цельный мир
Горько плакал крокодил, кушая ребенка
Стюарт женится на Пенни Ланкастер
Сташевский сменил пол. Кобелю
Джордан родила сына
Дело в шляпе!
Михаил Ефремов чуть не отравил зрителей газом
Зачем он нужен, этот галстук?
"Мисс Украина-2001" Александра НИКОЛАЕНКО: "Медведчук имеет такое же отношение к моей поездке на конкурс "Мисс Вселенная", как и к назначению Кондолизы Райс"
Вера СОТНИКОВА: "Вдвоем с маленьким сыном мы ютились за шкафом в комнате коммуналки. Не было денег на масло, на одежду - ни на что. Жить не хотелось!"
Летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза Виталий ЖОЛОБОВ: "Возможен ли секс в космосе? А почему нет? Во всяком случае, тренировки на Земле продолжаются"
"Лицедей" Роберт ГОРОДЕЦКИЙ: "Однажды на концерте нам подарили курицу. Полунин без раздумий швырнул ее в зал. Представьте: она летит и мелко гадит, а внизу зрители в красивых светлых костюмах..."
Живи и здравствуй, интерес спортивный!
Дамы покидают кавалеров
Животное невиданной красы
Лайма ВАЙКУЛЕ: "Если у вас что-то не сложится на Земле, приглашаю к себе на Луну"
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги