Не оставляйте стараний, маэстро
Николай МОЗГОВОЙ: "В "Украине" больше не поют каждый день величайшие российские звезды Распутина и Киркоров. Я поставил условие: хватит дурить народ, пойте живьем!"
Елена КРУТОГРУДОВА. «Бульвар Гордона» 29 Августа, 2006 00:00
1 сентября выдающемуся композитору исполняется 59 лет
"В МИНИСТЕРСТВЕ КУЛЬТУРЫ МНЕ СКАЗАЛИ: ДЕНЕГ НА КОНКУРСЫ НЕТ, НО МОЖЕМ ПОМОЧЬ ВАМ СОВЕТОМ"
- Николай Петрович, удобное у вас кресло?
- Скажем так, я себя чувствую на своем месте. Приезжаю на работу каждый день на восемь утра и занят делом. Как просил меня Президент, прикладываю все усилия, чтобы здесь не воровали, не брали взяток, не издевались над артистами.
- На концерты, которые проходят в "Украине", ходите?
- Очень порадовали гастроли Монтсеррат Кабалье и Лучано Паваротти. Впечатлил Крис Ри. Он показал класс многим украинским звездам, которые слушали его как завороженные и поражались, что вроде бы на тех же инструментах и используя ту же технику звука можно играть блестяще.
Вы заметили, что за полтора года в этом зале был всего один сольник выдающейся шептухи России Ирины Аллегровой? Но вы бы видели, как она мучилась. У нас больше не поют каждый день величайшие русские звезды Распутина, Киркоров и другие. Теперь никто уже не может упрекнуть Мозгового, что на главной площадке страны засилье москальской попсы.
А все из-за того, что я поставил артистам условие: пойте на здровье, только, пожалуйста, вживую. Пока Верховная Рада спит и не хочет рассматривать закон о запрете фонограммы, я принимаю меры. Хватит дурить народ! Если используете фанерку, так укажите это на афише. Я приглашаю в "Украину" и украинских звезд, но никто почему-то не соглашается здесь петь. Сначала они сетовали на выскую стоимость аренды дворца. Но, извините, мне же надо оплачивать коммунальные услуги, работу персонала. Вы знаете, сколько света нагорает за один концерт? А учитывая то, что от государства мы не получаем ни копейки, у меня просто нет другого выхода.
Потом я понял: нашим артистам просто нечего сказать. Они не работают над собой, не снимают клипы. Так кто же придет их слушать? Поэтому в "Украине" проводят свои шоу только Дмитрий Гордон и Михаил Поплавский. Но где же профессиональные певцы, которые били себя в грудь и выясняли, кто из них лучше?
"НЕ ПЬЮ ЛИ Я ЧАЙ С ЮЩЕНКО? ЭТО БЫЛА БЫ ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ЧЕСТЬ ДЛЯ МЕНЯ"
- Для вас что-то изменилось с момента прихода "оранжевой" власти?
- Кака была, кака есть. Одна отдушина - работа. Мне очень больно, но приходится признать: я прекратил проводить два международных конкурса молодых исполнителей, которым отдал 10 лет жизни, - "Море друзей" в Ялте и "Конкурс имени Владимира Ивасюка" в Черновцах. Я понял, что при таких высококультурных министрах, как Билозир и Лиховой, это бесполезное занятие. Лиховой соответствует своей фамилии, с ним пришло лыхо на все мои конкурсы.
Я как артист никогда не требовал от власти каких-то знаков внимания, но конкурсам, благодаря которым Украина впервые улышала о Таисии Повалий, Александре Пономареве, Наталье Могилевской, Наталье Валевской, государство должно помогать. Когда-то на их проведение мне выделял деньги министр Богуцкий, но его скоропостижно сместила Билозир. Я написал в Министерство культуры письмо, и мне ответили: знаете, Николай Петрович, денег нет, но зато мы можем помочь вам советом.
Иногда вечерами, переключая каналы телевизора, я попадаю на передачи а-ля "Светские хроники" и вижу тусовщиков, которые на презентациях стоят в очереди за дармовым бутербродом, а через минуту рассказывают, сколько стоят их часы с фальшивыми бриллиантами. Честное слово, становится противно. И очень обидно за людей, которые живут за чертой бедности и смотрят на это. Ведь когда-то они возмутятся да того и гляди за камушек возьмутся. Хотя москвичи, когда приезжают в Украину, восторгаются: мол, как же у вас хорошо. Наша безнадега им кажется за счастье.
- Я знаю, что ваша дочь Алена является близкой подругой дочери Президента Виталины Ющенко.
- Она дружит с Виталиной и также с представителями штаба Януковича. Причем в одной компании они крутятся достаточно давно. Сначала я думал: что за бред? Но у них, оказывается, много общих тем. Мне нравится их тусовка, хотя там самая разношерстная публика. Среди них, наверное, и рождается национальная идея, поскольку эти люди гордятся своей страной и мечтают о том, чтобы построить новую Украину.
- Алена и Виталина не устраивают расширенных семейных посиделок?
- Хочешь спросить, не пью ли я чай с Ющенко? Это была бы очень большая честь для меня. Да и как я могу с ним общаться? Конечно, когда Виктор Андреевич приезжает в "Украину", я по долгу своей работы обязан его встречать. Но наше общение не выходит за рамки протокола. Здороваемся, пожимаем друг другу руки. Далее с его стороны звучит какой-то короткий вопрос и следует мой ответ. Но даже если Президент вдруг поинтересуется, есть ли во дворце какие-то проблемы, я еще подумаю, рассказать ли о них Ющенко. Ведь я подчиняюсь руководителю государственного Управления делами Президента Игорю Тарасюку, с которым и согласовываю текущие вопросы. К счастью, этому человеку не надо объяснять, почему дворцу нужно купить новый звук или заменить лампочки.
"МАХМУД ЭСАМБАЕВ ЕЛ МОЙ БОРЩ СО СВИНИНОЙ, ПИЛ ВОДКУ И ГОВОРИЛ: "АЛЛАХ ПРОСТИТ"
- 1 сентября, как известно, не только день вашего рождения, но и начало учебного года. Вы, как сознательный дедушка, внучек в школу собираете?
- Они сами собираются, уже, слава Богу, взрослые барышни. Зое 12 лет, Жене - восемь. Такие умные стали, что аж страшно. Обе учатся на театральном факультете Детской академии искусств маэстро Чимберджи на Оболони. В школе они заняты до самого вечера, но не устают. Наоборот, детям настолько интересно, что не хотят идти домой.
- После того как ваша дочь Алена рассталась с Александром Пономаревым, с которым прожила 10 лет в гражданском браке, ей стало лучше?
- Мы с Виолеттой смирились с их разрывом изначально и старались не вмешиваться. Мне близко решение Алены, поскольку она моя дочь. Но я не вижу какой-либо разницы в ее душевном состоянии, потому что практически не вижу ее саму. Она постоянно что-то делает, куда-то летает, реализовывает себя в телевизионном продюсировании и живет очень активной жизнью.
- Бывший зять Пономарев на свою свадьбу вас не звал?
- Это было бы для меня оскорблением. И потом, никакой он мне не зять! Я, кажется, ясно определил его функции в интервью девятилетней давности, назвав его ебарем. Таким он был, таким он и остался. Сейчас он гордо говорит, что впервые женился. А раньше было что, интересно? Мне больно за внучку, маленькую Женечку, которая растет и все понимает. Не хочу больше о нем говорить, хватит!
- Тогда поделитесь планами относительно празднования дня рождения. Как собираетесь отмечать?
- Да никак. Особо радоваться стимула нет, ведь количество лет увеличивается. Поэтому наступающий день рождения приятен только осознанием, что я еще живой.
С утра планирую быть на работе. Кто придет поздравить, с тем и встречу. А вечером в загородном доме посижу с друзьями в очень узком кругу. Он не меняется уже много лет, только, к сожалению, с каждым годом редеет... Народ соберется, выпьет рюмку за мое здоровье.
-..."и мы еще споем"?
- Ну а как же? Для этой цели у меня в сельской хате стоит рояль.
- Небось, самой престижной фирмы "Стенвей", инструменты которой оцениваются в 150 тысяч долларов?
- (Скромно). Он самый. Мне нравится жить за городом. В Киеве не замечаешь грязного возудуха, гадости, которая витает вокруг, в селе же сразу становится видна разница. 10 лет обитаю на хуторе под Кийловом. С одной стороны - Днепр, с другой - речка Павливка, вокруг хвойные и дубовые леса. Красота!
Возвращаясь домой, первое, что делаю круглый год, за исключением морозов, - прыгаю в речку и плаваю хотя бы полчаса. Потом выхожу на берег и оживаю. Воздух и вода лечат лучше всяких докторов. Ну а если еще после этого Виолетта Борисовна 100 граммов нальет, вообще становится хорошо.
- Какую закуску предпочитаете?
- Грушки, яблочки из своего сада. Я теперь не ужинаю. Не ем хлеба и картошки, мясо употребляю только с зеленью. Слежу за весом, временами стало что-то сердце пошаливать, появилась гипертония.
Как только начали обустраивать дом, я посадил свой сад, где растут абрикосы, персики, яблони, груши, черешни, вишни, сливы. Деревья разных сортов, и ранние, и поздние, так что в течение всего лета мы едим собственноручно выращенные витамины. Дерево надо чувствовать. Походить вокруг него, вовремя подрезать, удобрить. Делать это должен хозяин, только тогда сад дает вкусные плоды. Только что сорванная сливка, да под хороший коньячок - ай, какой балдеж!
У нас еще есть целый зоопарк: косульки, баранчики, козочки... Внучки за ними ухаживают, навоз убирают.
- Ходят легенды о том, какие вкусные вы делаете шашлыки, маринуя их в одном луке...
- Кухня - это моя парафия. Когда еще никто из звезд не вел кулинарные программы, я уже продавал свои фирменные рецепты. Еще в советское время я, как все уважающие себя артисты, возил на гастроли полевую кухню. В номере "люкс" кабинет, как правило, переоборудовался под кухню.
У меня был друг, ныне покойный, царствие ему небесное, Махмуд Эсамбаев. За ним ездили даже личные повара. А познакомились мы во время гастролей на Камчатке при таких обстоятельствах. Я жил на втором этаже гостиницы и варил борщ на свинине, а Махмуд на третьем этаже вдыхал запахи. В какой-то момент он не выдержал и прислал ко мне гонца - спросить, кто тут поселился и что так вкусно пахнет. Я говорю: "Передай, что украинец Мозговой варит борщ". Он тут же спустился ко мне. Эсамбаев уплетал мой борщ за обе щеки, запивал его водкой и говорил: "Аллах простит".
"С СОНЕЙ РОТАРУ С ТРЕТЬЕГО КЛАССА УЧАСТВОВАЛ В МУЗЫКАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ"
- И зачем, Николай Петрович, вы в начале интервью на жалость давили? Ведь у вас есть все, что нужно для счастья, - любимая работа, свой дом, хозяйство, внучки, которых еще нужно поставить на ноги. Вы живете с увлеченностью, восстанавливаетесь в своем селе, как на курорте. Да многие могли бы только позавидовать такой пасторальной жизни.
- Видимо, не все так плохо, просто каждый день этого блага не замечаешь. Я действительно каждое утро спешу на работу, а вечером с удовольствием возвращаюсь домой. Сплю мало, поэтому мне очень удобно жить, все успеваю. Хорошо, что придумали ноутбуки и интернет, это значительно экономит время.
- Может быть, еще свой сайт сделаете к 60-летию?
- Обязательно, только позже, этому ведь тоже нужно уделять много внимания.
- А находите денек-другой, чтобы съездить на свою родину в поселок Новоселица под Черновцами?
- К сожалению, не к кому стало ездить. Кто-то умер, кто-то уехал. Как я написал в песне о родном селе: "Розлетiлись ми ген по свiтах, хтось в Iзраїль, хтось до Канади". Но, приезжая в Черновцы, я обязательно делаю крюк и еду через свою улицу в Новоселицы. Бывает, увижу какого-то знакомого из окна машины, и нахлынут воспоминания.
- А на соседней от вас улице в селе Маршанцы, которые практически никак от Новоселиц не отделены, родилась и выросла София Ротару...
- Да (улыбается). С третьего класса мы вместе участвовали в районных музыкальных конкурсах. Она от своей молдавской школы, я - от своей, русскоязычной. Я пел с хором и сольно, а Соня выступала под аккомпанемент аккордеониста.
Когда еще был жив ее муж Толик Евдокименко, мы общались чаще, сейчас видимся реже, но при встречах по-прежнему тепло улыбаемся друг другу. Это радует. Не у меня дома, а где-то в архивах наших черновицких друзей детства есть фотографии, на которых мы с Соней, маленькие, 10-летние, вместе поем в концерте. Хорошо было бы, конечно, их отыскать, ведь раньше я к этому не относился как к чему-то существенному, а сейчас оказывается, что это уже...
-...история?
- Выходит, да.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter