Актриса Людмила НИЛЬСКАЯ: "Эмигрантка из России, нанявшая меня водителем, издевалась: "Это на родине ты была кинозвездой, а здесь ты прислуга"
РАБОТАЯ ПРОДАВЦОМ В БУТИКЕ, ПОСТОЯННО ПРЯТАЛАСЬ ОТ ПОКУПАТЕЛЕЙ В ПРИМЕРОЧНОЙ"
- По большому счету, мой отъезд в Америку нельзя назвать бегством от любовных романов. Это был вполне обдуманный шаг. В то время я, как, впрочем, и большинство актеров, оказалась практически без работы, без средств к существованию. Я служила в одном из лучших театров страны - имени Маяковского, но на наши спектакли собиралось не более 30 зрителей. Кино снимать перестали: на "Мосфильме" разместились склады и столярные мастерские, в которых изготовляли гробы. Решение уехать на ПМЖ вызревало два года. Если бы не ребенок, возможно, еще подумала бы, а так... Мне тогда казалось, что если в России что-то и возродится, то через десятилетия. А годы идут, кому я буду нужна старухой?
- Надеюсь, ехали не на пустое место?
- Практически на пустое. В Штатах живет отец моего мужа, русскоязычный эмигрант, но он пенсионер, из всего богатства - малюсенькая комнатушка. Не к нему же ехать, правда? Вспоминая сегодня те времена, я отчетливо понимаю: побывай до отъезда в Америке хоть раз, железно бы не уехала. А тогда и понятия не имела, куда нас черти несут.
- Отдавали отчет, что в чужой стране на актерской деятельности поставлен жирный крест?
- Конечно. Но я решила начать жизнь с чистого листа.
- Не было страшно?
- (Вздыхает). Ну что значит страшно? В России моя профессия тоже была никому не нужна. Мне не оставалось ничего другого, как тупо сидеть дома и бездарно доживать свои годы.
- Перед отъездом вы продали свою московскую квартиру?
- Не сразу, только через год.
- Первое время за океаном чем занимались?
- Нянчила маленького ребенка. Мы получали небольшое пособие, которое полагается всем приезжим. Его вроде бы хватало. Были у нас с мужем и кое-какие свои сбережения... Поначалу мне там все нравилось. Ностальгия, как других эмигрантов, не мучила. Когда я смотрела фильмы со своим участием - они часто шли по русскому каналу, - не рыдала. Конечно, на меня, сытую по горло голыми советскими прилавками, отсутствием элементарных вещей и грязью на улицах, Америка произвела впечатление. Но эйфория длилась недолго.
Ради Людмилы Щербаков так и не рискнул оставить семью |
- Что было дальше?
- Пыталась учиться, ходила на курсы английского. Но жизнь в Калифорнии стала напрягать - там ведь постоянно случаются небольшие землетрясения. Все чаще задумывалась: "Господи, зачем я сюда приехала? Чтобы трястись по ночам с ребенком на руках?". Вскоре мы переехали в другой штат. Тогда-то муж и уговорил меня продать мою квартиру в Москве и открыть на эти деньги мастерскую по ремонту автомобилей. Согласилась на свою голову... В бизнесе я абсолютный профан, поэтому стать супругу помощником не могла. Дважды пыталась учиться на компьютерных курсах. Есть такая профессия - тестер. Нужно постоянно тыкать в одну и ту же кнопку, проверяя программы. Я как представила себе это "удовольствие" - с восьми утра и до пяти вечера - плохо стало. Затем попробовала поработать продавцом в бутике модной одежды.
- Для этого, наверное, необходимо хорошо знать язык?
- В небольшом магазинчике, рассчитанном на среднего покупателя, хватало моего примитивного английского. Но я выдержала ровно неделю. Чтобы не общаться с покупателями, постоянно пряталась в примерочной.
- Что так?
- Понимаете, русскому человеку психологически трудно выдержать их искусственную улыбку. К тому же продавец жутко устает. Ему не разрешается присесть ни на минуту. Есть два коротеньких перерыва - и все! Остальное время ты должен стоять. Может, для 20-летних девочек это и нормально, но я не выдержала. Спрячусь в примерочной: дескать, одежду собираю, - сама присяду на лавочку, дух переведу...
- Хозяева замечания не делали?
- Нет, за неделю работы никто моих хитростей не разгадал. При этом все муки оплачивались мизерными деньгами - семь долларов в час. Конечно, если бы я хорошо себя проявила, ставку бы повысили. Можно было даже сделать карьеру, стать менеджером. Но мне это явно не грозило.
"МУЖ НАШЕЛ ДЕВУШКУ ПОМОЛОЖЕ И РЕШИЛ УЙТИ"
- А что муж?
- Работал в этой своей злополучной автомастерской, но бизнес шел из рук вон плохо. Он только и делал, что вкладывал деньги.
- Вырученные за вашу квартиру?
- Естественно. Чтобы заниматься ремонтом машин, надо в этом хоть что-то понимать, элементарно разбираться в деталях. А он на родине работал администратором в ансамбле Моисеева, затем я его к нам в театр на ту же должность пристроила. Ни образования, ни профессии - все больше на подхвате. И вдруг - оба-на! - в Америке стал боссом! Сидел в кожаном кресле и руководил. Ей-богу, смешно. Словом, ничего у него не получилось, все рухнуло. У меня не оставалось иного выхода, как наняться на работу к нашим эмигрантам.
- О Господи, неужели прислугой?!
- Водителем. Возила бабулек по магазинам. Но мне это дело даже нравилось. У одной клиентки были больные ноги. Врачи прописали ей побольше гулять. Единственным местом, где она могла совершать пешие прогулки, оказались магазины. Там она ловила от жизни полный кайф. Я часа на три оставляла ее возле гипермаркета и уезжала по своим делам. Затем забирала. Покупок она практически не делала, все больше развлекалась. Чашечку кофе выпьет, у фонтанчика посидит - красота! Магазины там огромные, целый день бродить можно.
С этой бабушкой мне повезло, она ко мне нормально относилась. Но поскольку я была вынуждена кормить всю семью, то брала нескольких клиенток. Одна дама, едва меня узнала, стала вести себя высокомерно, цинично, по-хамски. "Это на родине ты, Нильская, была актрисой, звездой. Тебя на обложках журналов, на плакатах печатали, на экране ты светилась. Так вот, теперь ты в торбе, а я - на пьедестале. Я королева, а ты прислуга".
- Ничего себе...
- Через некоторое время мы снова переехали, и в семье начался полный разлад. В бизнесе мой супруг не состоялся: дело лопнуло, как мыльный пузырь. Начал он мотаться в Москву, где в то время, ничего не делая, но имея определенный круг знакомств, можно было заработать кучу шальных денег. А потом выяснилось, что в Москве у него появилась девица, к которой он собирается уходить. К этому времени мы с ним прожили 20 лет. Правда, в последние годы отношения были, как бы сказать...
- Плохие?
- Никакие! Большой любви изначально не наблюдалось, плюс американская неустроенность, его вечные депрессии, стенания. Он ведь ехал с наполеоновскими мыслями покорить Америку. Я в свою очередь, осознав, что семьи больше нет, а в России жизнь налаживается, кино начинает подниматься, всерьез задумалась. Американское существование стало для меня невыносимым.
В последнее время мы жили у родственников мужа, поскольку за отдельное жилье платить было нечем. Представляете, что это было за "удовольствие"? И тут позвонила моя близкая подруга. Узнав истинное положение вещей, обматерила с ног до головы: "Быстро собирай чемодан, хватай под мышку ребенка - и в Москву! Я лично заказываю тебе билет. Будешь жить у меня. На месте разберемся, что делать дальше". Так я и сделала. Взяла ребенка, два чемодана с одеждой. В кошелек положила 300 долларов - и вперед! Летели с мужем вместе, а в московском аэропорту разошлись в разные стороны.
- Неужели 300 долларов и два чемодана - это все, что вы нажили в Америке?
- А то! Муж денег никогда не давал. Зато сейчас, пока я в разъездах, он сидит с ребенком - отрабатывает. Как говорится, с поганой овцы хоть шерсти клок.
После "Государственной границы", где Людмила сыграла Ядвигу, Нильскую стали узнавать на улице |
- Ваш Жора часом не хочет семью восстановить?
- Он-то хочет. Вопрос, хочу ли я.
- А что, с молодухой не заладилось?
- Ой, о чем вы? Нет, конечно. Это я с ним 20 лет прожила - все знала, понимала, поддерживала, верила. А та газель повнимательнее пригляделась и быстро смекнула: ловить здесь нечего. Куда ему юную леди содержать, если он нам с сыном за три года жизни в Москве выделил... ровно 300 долларов? И это при том, что я снимаю квартиру за 600 долларов в месяц!
Нашему сыну 15. Он сейчас занимается хоккеем. Слава Богу, папочка хоть за тренировки платить начал. Я постоянно езжу на съемки в разные города, так экс-супруг у меня ночует. Я сама его об этом прошу, поскольку не хочу, чтобы мальчик один оставался: все-таки подростковый возраст непредсказуем. Сосиски ему папаша покупает, колбасу. Когда приезжаю, он уматывает. Сам ведь тоже какую-то комнатушку снимает.
- А совесть за то, что вашу шикарную квартиру профукал, не мучает?
- Понимаете, этот человек живет с ощущением того, что все правильно сделал. И деньги он, оказывается, тратил... исключительно на меня. При том, что я на своих бабушках-эмигрантках в месяц по две тысячи баксов имела!
"ПОДРУГА С "МОСФИЛЬМА" СПРОСИЛА: "ПОЙДЕШЬ КО МНЕ В КАРТИНУ "ХЛОПУШКОЙ"?"
- Ну точно как в "Операции "Ы": "Да я на кошках больше заработаю!". Кстати, Людочка, а зачем вы за него замуж пошли? Красивейшая женщина, звезда, куча поклонников... Уверена, было немало выгодных предложений руки и сердца.
- Да оттого и вышла, что хотела о несчастливом романе забыть побыстрее. Там не хотела семью разрушать, а здесь подвернулся любящий человек. Ходил за мной как хвостик, в глаза заглядывал, каждое слово ловил. Словом, оказался в нужный момент в нужном месте.
- И вот вернулись вы из Америки в Россию, где отсутствовали ни много ни мало девять лет. Чем занялись?
- Я когда назад летела, не надеялась даже, что вспомнят, не то что снимать начнут, - годы не те. К тому же в России все круто изменилось, кино вышло на серьезный, мировой уровень. Но моя близкая подруга, та самая, которая, обматерив по телефону, велела чемоданы собирать, работает продюсером на "Мосфильме". Сразу спросила: "Пойдешь ко мне в картину "хлопушкой"?". Я обрадовалась: "Конечно, пойду!". И пошла бы - другого выхода не было. Но мне крупно повезло. Буквально через два месяца бывший однокурсник, работающий в антрепризе, напомнил обо мне своим продюсерам. Они пригласили в спектакль.
- Наверное, сложно было - все-таки актерские навыки потеряны?
- А что делать? Тут либо пан, либо пропал. Представьте, первый спектакль играла всего лишь после одной репетиции. А сценарий такой, что со сцены ни разу не уйдешь. Надо было решать быстро - или будешь дрожать: "Ой, боюсь-боюсь, ой, давайте еще порепетируем", или без лишних стенаний выйдешь на сцену. Позволь я себе хоть какое-то нытье, вместо меня немедленно ввели бы другую актрису.
- Как сегодня у вас обстоят дела в театре?
- Нормально. Две антрепризы, параллельно играю в "Театре Луны" у Сергея Проханова. Плюс постоянные съемки.
- В какой первый фильм вас пригласили после возвращения?
- "Красная площадь". Там я сыграла Галину Брежневу. Мне достался период ее романа с цыганом. Все удивились, но похвалили.
"СКОРО НА УКРАИНСКОЙ МОВЕ РАЗГОВАРИВАТЬ НАУЧУСЬ"
- Трудно было вживаться в образ спивающейся женщины?
- По большому счету, вживаться сегодня ни во что не надо. Кино нынче снимают совершенно по-другому. Я, актриса старой закалки, долго приноравливалась к нынешним ритмам: "Раз-два, встала, пошла. Хлопок, поехали. Снято!". Но это дает своеобразный адреналин.
Я человек замкнутый, сложно схожусь с людьми. Раньше перед съемками практиковался период привыкания, подготовки. А сейчас пять серий за пять дней. У меня обнаружился своего рода зажим. Понимала: много лет упущено, поэтому в себе сомневалась: "А вдруг не оправдаю, а вдруг не получится?". Но когда преодолела все барьеры, во-первых, осталась собой довольна, а во-вторых, поняла: если профессия сидит в тебе глубоко, ей никакой перерыв не страшен.
- Сейчас вы снимаетесь в украинском сериале "Волчица". Не боитесь, что не выдержите нагрузки? Все-таки немыслимое количество серий, постоянные перелеты из города в город...
- При моем материальном положении привередничать не приходится. Нам с сыном нужна хоть какая-то квартирка. В Москве жилплощадь сегодня стоит нереальных денег. Это тихий ужас! Еще в марте за малюсенькую двухкомнатную на окраине просили от 90 до 100 тысяч долларов. Сегодня за однокомнатную нужно выложить минимум 120. Сериалы же дают стабильный заработок. Поэтому я и на "Волчицу" согласилась, и на 100-серийную "Черную богиню", которую недавно показали по российскому телевидению.
- После возвращения из Америки на улице вас узнавали?
- К моему величайшему удивлению, да. Признаюсь, раньше излишнее внимание меня раздражало. Стою в очереди за маслом, а вокруг мне кости перемывают: "О-о, артистка пришла! А почему ненакрашенная?". Зато сегодня это как бальзам на рану.
- Вы сейчас не замужем?
- Нет. И не хочу. Мне тех 20 лет брака с головой хватило. Слава Богу, я наконец-то замечательно себя чувствую, живу в полной гармонии с собой.
- Мужу за то, что с ребенком сидит, часом, не приплачиваете?
- А как же! Приплачиваю. Я ему так и говорю: "Если хочешь, заплачу. Только хорошо за сыном приглядывай". Не смейтесь, я серьезно. В долг ему даю постоянно.
- Отдает?
- Что-то я такого не припомню. Но обещает.
- Господи, это только русские женщины способны приплачивать мужу, который спустил их квартиру, выкладывая при этом по 600 долларов в месяц за съемную!
- Так хозяйка за свою халупу еще и цену собирается повышать! Вы бы видели эти хоромы: мебели практически нет, продавленный диван, на кухне стол и один стул. Вы не представляете, сколько сейчас бы моя квартира стоила! Тысяч 300, не меньше - метро "Сокол", центр города. Ой, как мне ее жаль...
- Вы бы к Лужкову на прием записались.
- Так к нему не пробьешься - миллион преград и препон. Писала я письма, получала какие-то отписки. Ей-богу, легче с Путиным встретиться, нежели с нашим мэром.
- Но вы же не коренная москвичка. Как в прошлом жилье получили?
- Однокомнатную мне выделил Театр Маяковского, в котором я честно отработала 14 лет. Когда ребенок родился, я отправилась на прием к Станкевичу. Поговорили мы с ним по душам, и мне однокомнатную заменили двухкомнатной. Но нынче на дворе иные времена... Так что, сами понимаете, ни от какой работы отказываться мне нельзя.
- Если бы не сериалы, смогли бы ходить на кастинги, режиссерам себя предлагать?
- Нет. Не умею, стыдно. Все-таки я человек старой школы. Мне часто предлагают сняться в рекламе. Но опять-таки нужно пройти кастинг. Если бы без проб - какие проблемы? А так... Вдруг откажут? Это ведь очень унизительно.
Кстати, параллельно с "Волчицей" я начала сниматься еще в одном вашем украинском сериале - "Городской романс" называется, длиной аж в 100 серий. Так что скоро и на украинской мове разговаривать научусь, и, судя по всему, тут у вас пропишусь. Примете?
- Уже приняли. Милости просим!