В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
Мысли по поводу

Как зачать богатыря?

Валерий МИРСКИЙ. «Бульвар Гордона» 11 Мая, 2005 00:00
30 лет назад, 14 мая 1975 года, киевское "Динамо" одержало победу в Кубке обладателей кубков
Телевидение приносит в наши дома футбольное зрелище, рядом с которым бледнеют игры внутреннего первенства, и наиболее продвинутые в демократию печатные издания не скрывают своей легкой грусти по этому поводу.
Валерий МИРСКИЙ
Телевидение приносит в наши дома футбольное зрелище, рядом с которым бледнеют игры внутреннего первенства, и наиболее продвинутые в демократию печатные издания не скрывают своей легкой грусти по этому поводу. Наконец-то! Всем нам, кто ищет утешения в футболе или просто не в силах отвязаться от этого пристрастия, давно пора без обид и оплаченной принципиальности уточнить, что есть футбол в стране, бегущей налегке от социализма.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ОТЪЕЗДА МАСЛОВА

Должно быть, уже подросло не одно поколение любителей футбола, которым неведомо, что 30 лет назад в Украине удалось создать лучшую в мире футбольную команду. Это не мое определение, таковой признала киевское "Динамо" всемирная организация журналистов, пишущих о спорте. Поэтому речь шла именно о лучшей на планете спортивной команде, но ведь это только расширяет рамки признания, не так ли? Это значит, что оценивалось не одно лишь умение играть в футбол, но и эффективность подготовки, высота полета командного духа, эстетичность манеры добиваться побед. Все-таки присуждали приз журналисты, а наш брат умеет, когда не сильно отвлекается, передавать словами ощущения масс.

Все началось после отъезда в Москву, на родину, Виктора Маслова, тренера, с которым команда киевского "Динамо" в 1966-1968 годах трижды подряд становилась чемпионкой СССР. Виктор Александрович стоял и у истоков первой попытки динамовцев столицы Украины громко заявить о себе на арене престижных европейских соревнований для клубов. Попытка отличалась оригинальностью: осенью 1967 года команда сенсационно выбила из Кубка европейских чемпионов владельца этого приза шотландский "Селтик".

Маслов ушел в 70-м, что для штаба украинского "Динамо" стало сигналом: пора создавать новый боеспособный футбольный ансамбль. Нужно сказать, что селекционную работу сильно затрудняли ведомственная разгороженность советского спорта и бесправие футболистов, преодолеть эти заборы было в известном смысле труднее, чем где-нибудь в океане прогрызть оборонительный щит Америки. (Я дважды пробовал интереса ради привезти новичков для киевского "Динамо" с кавказского среднегорья. Мое счастье, что в ту пору у меня были быстрые ноги).

И тут во всем блеске раскрылись таланты первого зампреда украинского "Динамо" Михаила Бака. Михаил Макарович занял этот пост в 1966 году, а до того в родном Днепропетровске проделал путь от школьного преподавателя физкультуры до главы областного спорткомитета, транзитом через районные и городские звенья управления физкультурным движением. Никто и ничто не могло поставить его в тупик на этой стезе. Веселый нрав, военное прошлое партизанского лазутчика и умение казаться добродушным снискали ему расположение многих людей в союзных республиках и в самых мрачных ведомствах. С протекцией от Бака можно было пройти сквозь стены, не открывая рта и не показывая никаких документов.

У него был пунктик - любил Михаил Макарович, чтобы всякое мероприятие расписывалось поэтапно, по дням, а надо - и часам, с указанием ответственных лиц, непосредственных исполнителей и сроков выполнения. Ну а такие вещи, как диспозиция по приглашению в футбольную команду игроков и тренеров, составлялись в одном экземпляре, каждый исполнитель обязан был знать свой план действий наизусть.

Так еще до подхода нового главного тренера в команде оказались защитники Виктор Матвиенко из Запорожья и Стефан Решко из одесского "Черноморца", полузащитник Виктор Колотов из казанского "Рубина". Его, будущего капитана киевского "Динамо", привез с берегов Волги заслуженный мастер спорта Андрей Биба. За этот опасный трюк газета "Правда" в своей пространной статье с гневным моралите обозвала Бибу "жучком от спорта". Андрюша не на шутку рассердился и не успокоился до тех пор, пока не перетащил в Киев всю семью Колотовых.

Через год стали членами динамовского коллектива уроженец Сум, выступавший за луганскую "Зарю", защитник Михаил Фоменко, в 1973 году появился 19-летний Леонид Буряк из Одессы, будущая звезда звездной полузащиты киевского "Динамо".


Владимир Онищенко 30 лет назад решил судьбу 15-го розыгрыша Кубка кубков

А еще через год были возвращены домой форварды Владимир Онищенко, успевший стать чемпионом СССР в составе "Зари", и Анатолий Шепель, лучший бомбардир "Черноморца". И уже при Лобановском и Базилевиче, накануне сезона 1975 года, из донецкого "Шахтера" вырвался к нам полузащитник сборной СССР Анатолий Коньков, а из днепропетровского "Днепра" - нападающий Петр Слободян. Все они вместе со старожилами киевского "Динамо" Евгением Рудаковым, Владимиром Мунтяном, Олегом Блохиным, Владимиром Веремеевым, Владимиром Трошкиным, Валерием Зуевым, Александром Даминым составили ту самую, в недалеком будущем лучшую в мире команду.

Не стоит думать, будто приглашения в Киев футболистов из других городов Украины проходили гладко, как призыв в солдаты. Кому-то из них чинились на местах препятствия в виде уголовных преследований за участие в криминальных ситуациях, специально подстроенных им властями. Из-за иных игроков портились отношения с руководителями крупнейших предприятий всесоюзного значения. А Анатолия Шепеля однажды привезли на переговоры с разбитой головой - в одесском аэропорту на него целенаправленно напали с дрекольем какие-то подвыпившие субъекты. Попался бы им тот посланец из Киева, который готовил кумиру местной торсиды переправу в "Динамо", было бы некому писать эти воспоминания.

Но подобные дрязги осели на дне реки забвения. А памятник киевскому "Динамо" образца 1975 года - вот он, стоит на площади вечной славы украинского футбола. Остается доказать, что это еще и маяк, проливающий свет на актуальные до сих пор принципы организации игры.

ЧТО ЗНАЧИТ НЕ ПОЕСТЬ ПЕРЕД ИГРОЙ

Все величие успеха команды Валерия Лобановского и Олега Базилевича, победившей 14 мая 1975 года в Базеле венгерский "Ференцварош" в финальном матче розыгрыша Кубка обладателей кубков европейских стран, заключается в том, что ее тактические принципы во многом предвосхищали нынешней день мирового футбола. Если же быть предельно точным, то сегодня в украинском футболе нет команды, чья игра могла бы сравниться с надежностью обороны и эффективностью атак киевского "Динамо" 30-летней давности. И меня удивляют высказывания тех наших уважаемых специалистов, кто, не утруждая себя необходимыми разъяснениями, заявляет, будто следует сожалеть, что сегодня у руля многих отечественных клубов находятся ученики Лобановского. Мол, современный футбол куда-то там ушел от канонов эпохи великого тренера. Утверждая такое, надо бы растолковать, о каких, собственно, канонах идет речь. Без подобных уточнений фразочка болтается в безопорном состоянии, что профессуре от футбола не к лицу.

Напомню, что на пути к финалу Кубка кубков динамовцы устранили "Эйнтрахт" из Франкфурта-на-Майне и голландский ПСВ "Эйндховен" (о победах над болгарским ЦСКА "Септемврийско знаме" и турецким "Бурсаспором" упоминать в этом контексте необязательно), а осенью того же года в играх за Суперкубок УЕФА дважды взяли верх над мюнхенской "Баварией".

То есть команда Лобановского и Базилевича положила на лопатки представителей родоначальников новейшего на тот час достижения эволюции футбольной тактики, получившего название "тотальный футбол". Эта система тактических принципов и в наши дни не исчерпала себя - ничего другого сильнейшие клубные и сборные команды мира предложить не могут. Вообще-то изобретателем тотального футбола считается голландец Ринус Михелс, но ведь в финале чемпионата мира 1974 года его сборная проиграла немцам, которые, как выяснилось, освоили те же принципы игры ничуть не хуже.

Мне запомнился комментарий победы киевского "Динамо" в финале Кубка кубков форварда сборной Польши Гжегожа Лято. Футболист, завоевавший вместе с товарищами по национальной команде олимпийское золото 1972 года и бронзу чемпионата мира 1974-го (кстати, это Лято забил победный гол бразильцам в матче за третье место), сказал следующее: "Наша сборная - третья в мире, но надо признать, что у нас в Польше сейчас нет такой сильной клубной команды, как киевское "Динамо".

А вот цитата из статьи в швейцарской "Ля Сьюис": "Одна команда была на поле в этом матче и показала игру, которой швейцарцы давно уже не видели. При такой игре, что была представлена нашим зрителям динамовцами в среду, трудно назвать им сейчас в соперники клуб, способный в тот день устоять".

Что же так поразило современников в игре обладателей Кубка кубков 1975 года?

Прежде всего это невиданно высокий уровень коллективного взаимодействия в рамках набора тактик, применяемых в зависимости от хода событий на футбольном поле.


Капитан "Динамо" полузащитник Виктор Колотов с Кубком

Если мячом владеет соперник, все 10 полевых игроков "Динамо" переключаются на отбор мяча и делают это не в одиночку, а в парах и тройках: один атакует, другой (или другие) страхует отбор. При этом амплуа футболистов не имеют значения - в одной связке могут находиться форвард и полузащитник, форвард и форвард и т. д. Значение имеет время и место назревшей игровой ситуации.

Как только мяч отобран, от игрока, владеющего мячом, партнеры разбегаются во всю ширь площадки и в глубину обороны соперника, стараясь занять точки, заранее определенные как удобные для взятия ворот или организации решительной атаки на ворота. Таким образом у владеющего мячом всегда имеется три-четыре адреса, куда можно и нужно сделать передачу. А зная наперед направления и скорость движения партнеров, он не тратит на такие острые передачи мяча лишнего времени. Обводка применялась в исключительных случаях, когда не оставалось ничего другого. На вооружении команды было немало вариантов игры в одно касание, это поощрялось.

Такой стиль создавал интенсивность игры, невыносимую для соперников, привыкших "таскать" мяч, удобно подправлять его, меняя опорную ногу. Для всех этих и многих других стереотипов обучения футболу в раннем детстве и поздней юности динамовцы не оставляли времени и пространства.

Действовать все 90 минут в подобной изнурительной прессингово-спринтерской манере могли только специально натренированные спортсмены, и подопечные Лобановского - Базилевича - Зеленцова (последний - научный консультант) были именно таким футбольным спецназом. Конечно, традиционные футбольные тренировки пришлось сильно разбавить занятиями по атлетизму, где мяч был лишним атрибутом. Но тренеры умели доходчиво объяснять, зачем это нужно. Слова подкрепляли неслыханные в советском футболе достижения в официальных международных турнирах.

Спустя год наставники перегнут палку в натаскивании футболистов на рекорды в общей и скоростной выносливости, по этой причине на динамовском корабле вспыхнет бунт. Но тогда, в сезоне 1975 года, эта безупречно подготовленная команда врубалась в построения соперников, как спартанцы в толпы воинов персидского царя.

Судьбу 15-го розыгрыша Кубка кубков в какой-то мере решила и курица, не съеденная на обед Владимиром Онищенко. Бесстрашный форвард, способный в борьбе за мяч у чужих ворот атаковать головой взметнувшуюся ногу защитника, Владимир накануне принципиальных матчей не употреблял блюда из говядины или свинины, а просил приготовить ему на обед что-нибудь куриное - для ощущения легкости в игре. Перед встречей с "Ференцварошем" доктор команды, отвечающий за исполнение заказа ресторанными поварами, закрутился в каком-то вихре - все-таки первый в жизни европейский финал! - и про онищенковскую курицу забыл. Володя психанул, обедать не стал (нервы-то на взводе), вышел на поле угрюмый и забил гол уже на 17-й минуте матча, причем сделал это не по правилам, насаждаемым в команде.

Рядом с ним, готовым вот-вот завладеть пущенным по воздуху мячом, сделал забегание во фланг Владимир Мунтян. С тренерской скамейки Лобановский и Базилевич исполнили дуэтом крик души: "Отдай Мунтяну!!!". А Онищенко взял да и саданул изо всей силы по мячу, не успевшему опуститься на землю. До ворот было не меньше 25 метров, тем не менее мяч со свистом грянул мимо вратаря в сетку. И Лобановский с Базилевичем отреагировали мгновенно: "Молодец!".

Второй гол Онищенко провел "Ференцварошу" за шесть минут до конца первого тайма, а после перерыва последний гвоздь в крышку гроба мечтаний венгров о призе вбил Олег Блохин.

Спортивную делегацию киевского "Динамо" в Базеле возглавлял Бака. Одно из его правил - не пить спиртное на работе, а тем более с подчиненными. Но тут что-то дрогнуло в этом железном организме. После отбоя, когда футболисты уже спали сном праведников, Михаил Макарович повел тренеров в диковинный для советского человека гостиничный бассейн, совмещенный с баром, и на всю отпущенную ему советской властью валюту купил сумасшедший напиток по имени "виски". Хватило на две бутылки. Где взяли деньги для остальных, история умалчивает.

Недавно мы с 77-летним Михаилом Макаровичем провели целый божий день в Голосеевском лесу по принципу: "Если хочешь быть молодым, не веди себя, как молодой".

ПРЕССИНГ ИЛИ ПЕТУШИНЫЙ ДУХ?

Пусть скажут теоретики и практики современного футбола: чем плохое пособие для нынешних соискателей успеха на зеленых полях - прессинговая манера игры киевского "Динамо" 30-летней давности, блок коллективной памяти, способствующий автоматизму коллективных тактических маневров в типических игровых ситуациях, разученные на тренировках вариации на тему игры в одно касание, наконец, забота об атлетизме, развитии природных скоростных качеств футболистов? Разве не такого рода достоинствами переливалась игра лучших команд на недавних чемпионатах мира и Европы? Например, сборная Греции выиграла европейское первенство в тактической манере, на мой взгляд, еще больше углубившей поиски Лобановского путей усиления надежности игры в фазе обороны.

Ах, ну да, кому-то претит фигура чистильщика в окопе позади основной линии обороны. Возможно, сегодня это и впрямь преувеличение, особенно если принимать в расчет коммерческие интересы футбольного зрелища. Однако если вы заметили, в недавнем нашумевшем полуфинале Лиги чемпионов "Челси" - Ливерпуль" соперники и не думали прибегать к игре в линию центральных защитников. Правда, команда Абрамовича именно так начала встречу, но быстро пропустила гол после передачи мяча в одно касание за спину своей сладкой парочке стопперов, и на этом игра "Челси" в линию закончилась. До финального свистка обе команды надежно страховали свою оборону в глубину.

А прессинг? Он был встречным с обеих сторон, как поединок несущихся друг на друга средневековых рыцарей с копьями наперевес. Только если б консультировал полуфиналистов Лобановский, он мог бы объяснить, что надежнее прессинговать с подстраховкой со стороны партнеров, а не бросаться на владеющего мячом в одиночку. У Рехагеля, поклонника той же школы, что и Лобановский, прессинг коллективный, в исполнении его сборной Греции это капроновая сеть, набрасываемая на команду соперников. А у "Челси" с "Ливерпулем" это парные схватки, дуэли мушкетеров короля с гвардейцами кардинала.

Конечно, каждый выбирает оружие по вкусу. Кому-то нравится использовать прессинг как средство борьбы за игровую инициативу, а для иных это способ демонстрации петушиного духа.
НУЖНЫ НОВЫЕ ИДЕИ

И все-таки: как зачать богатыря? В житейском плане все очень просто - нужно самому быть богатырем. Ну а что делать с футболом в стране, где условия для культивирования этого спорта и одновременно народного зрелища на несколько порядков ниже, чем в так называемых странах устоявшейся демократии? Дотянуться до футбольных возможностей Англии или Италии через разделяющую наши страны экономическую пропасть не удастся, пропасть должна быть засыпана. А пока путь к эффективным футбольным командам лежит через личности организаторов, тренеров и в обязательном порядке - через рациональное мышление.

Скажите, пожалуйста, какие объективные факторы заставляют нас в буквальном смысле слова цепляться за число 16 при определении количества клубов высшей лиги? Нет и в обозримом будущем не предвидится стадионов, приспособленных к приему футбола и зрителей в холодное время года, из-за чего не менее трети матчей чемпионата страны подрывают здоровье футболистов, отпугивают зрителя и убивают футбольные поля. Не хватает на всех меценатов, спонсоров, а слабая финансовая и материально-техническая база плодит и плодит клубы-заморыши, оглашающие футбольные и нефутбольные окрестности криками о помощи.

Квалификационный уровень чемпионата страны низкий, атмосфера вокруг главного турнира профессионалов нервная, так как постоянно кто-то нуждается в спасении, а кто-то от неуклюжих спасательных работ тонет. В размен попадает судейство матчей, оно всегда и во всем виновато в глазах одуревших от несчастий людей.

На таком фоне выглядят абсолютно недопустимыми решения о допуске к участию в соревнованиях профессионалов клубов, не располагающих элементарной спортивно-технической базой. Такие решения загоняют ситуацию в глухой угол - при наличии подобных клубов, да еще опекаемых важными персонами, попробуй попеняй кому-нибудь другому на несоответствие европейским стандартам. Так заботы о процветании отечественного футбола превращаются в сказку про белого бычка.

Пришло время требовать от клубов надежных гарантий состоятельности финансировать расходы по содержанию команды не ниже определенного уровня хотя бы на протяжении одного сезона. В случае несоблюдения взятых финансовых обязательств лишать клуб профессионального статуса с правом его возобновления не раньше чем через пять лет.

Ну и, конечно же, в условиях переходной экономики (интересно было бы знать, перехода к чему?) футбол как массовые увлечение подростков и взрослых не выживет без постоянно действующей программы государственного протекционизма. Речь идет не о денежных средствах.

В конце концов, все опять-таки упирается в личности футбольных организаторов, государственных деятелей, способных создать работающую концепцию развития футбола, оптимальную для установившейся политической системы и общественно-экономической формации.

В условиях динамического развития общества такой подход к футбольному строительству представляется необходимым. Имеется в виду, что приливы и отливы любви к футболу и его личностям в зависимости от изменений политической конъюнктуры не должны катастрофически влиять на поступательность процессов его терпеливого созидания.

Нужны новые идеи. Увы, управленческий аппарат профессиональной лиги страшно далек от подобных материй. Наш футбол для зрителей законсервирован. Объективно это следствие того печального обстоятельства, что среди штатных управленцев профессионального футбола уже почти не осталось таких, кто понимает, что это дело сродни выведению жизнестойких красивых пород и что тупиковые генные цепи затухают, как бы этому ни мешать.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось