Что наша жизнь? Игра...
Мастер и маргаритки
Юлия ПЯТЕЦКАЯ 22 Ноября, 2005 00:00
Чередой скандалов в Киеве закончились гастроли легендарного Театра на Таганке
Когда-то Таганкой называлась тюрьма, стоявшая на одноименной площади в Москве.
Когда-то Таганкой называлась тюрьма, стоявшая на одноименной площади в Москве.
ДОБРЫЕ ЛЮДИ НЕ МЕНЯЮТСЯ. МЕНЯЕТСЯ ВРЕМЯ
Когда-то Таганкой называлась тюрьма, стоявшая на одноименной площади в Москве. "Разломали старую Таганку - подчистую, всю, ко всем чертям...". Это про тюрьму, не про театр. Слова и музыка Высоцкого.
Театр построили, когда тюрьму снесли. Ничем не примечательный Московский театр драмы и комедии. В 64-м году прошлого века на основе этого театра была создана новая труппа под руководством Юрия Любимова, и первый же спектакль новой Таганки - дипломная работа студентов любимовского курса "Добрый человек из Сезуана" - буквально взорвал Москву.
Каждая премьера становилась сенсацией. Безумные аншлаги, бешеный интерес властей и зрителей, толпы москвичей и туристов, ночами простаивающих на Таганской площади в надежде заполучить лишний билет за любые деньги хотя бы под лестницу. Высоцкий, Демидова, Золотухин, Кваша, Смехов, Филатов, Шацкая... Что ни спектакль - шлягер, что ни артист - звезда. Таганка очень быстро стала культурным брэндом, потом легендой, теперь - воспоминанием.
Самые яркие этапы таганской истории пока еще хорошо известны. Регулярные конфликты Любимова с советскими чиновниками, изгнание его за границу и лишение гражданства, приход Эфроса, его травля, смерть Эфроса, возвращение Любимова, окончательный раскол театра на два коллектива, один из которых - "Содружество актеров Таганки" - до сих пор возглавляет когда-то соратник и друг, а ныне злейший враг Николай Губенко. По сей день у большинства зрителей Таганка ассоциируется с Юрием Любимовым. Как сказал когда-то Виктор Степанович Черномырдин о другом режиссере: "Этот человек не просто создал свой театр. Он его сотворил".
Главный театральный оппозиционер и возмутитель спокойствия получил свой театр в 64-м году прямо из рук Политбюро. Пожалуй, он был одним из наиболее выдающихся бретеров своего времени - так дразнить советскую власть умел разве что Евтушенко. Те, кто дразнили ее неумело, садились всерьез и надолго.
Довольно быстро Таганка стала единственным политическим театром, театром лозунга, плаката, вызова и призыва, глотком свежего воздуха. Любимов был членом Коммунистической партии, но это не мешало ему раздавать пощечины общественному мнению налево и направо. Причем в очень доступной для восприятия форме. Любимов действительно был любим народом. "Десять дней, которые потрясли мир", "Антимиры", "Гамлет", "А зори здесь тихие", "Мастер и Маргарита", "Пугачев", "Борис Годунов"... Поздние постановки Таганки "Шарашка" по Солженицыну, где Юрий Петрович сыграл Сталина, и "Живаго. Доктор" уже никого не задели.
Вся штука в том, что политический театр, сражающийся с системой, рано или поздно становится ее неотъемлемой частью. И не могут они друг без друга, как Ромео и Джульетта. Времена меняются. Таганка - нет. Вот уже много лет она играет сама с собой в одну и ту же игру, напоминая мне неуловимого Джо, за которым давно никто не гоняется.
Все-таки интересно, что было бы, не упусти они свой шанс в 1984-м, когда к ним пришел Эфрос. Вернее, его привели. Но этот остров свободы не принял чужака, потому что на острове существовали свои незыблемые законы, сводящиеся, в принципе, к одному. Либо ты слушаешься Фиделя Кастро, либо ты американский империалист.
Эфрос пришел в сопровождении начальников, и к нему отнеслись, как к пахану, явившемуся к холуям, как к негодяю, подсидевшему папу, а папа в изгнании... А как нужно было поступить в сложившейся ситуации? Устроить сухую голодовку? Похоронить театр? Сделать его коллективным невозвращенцем? Они выбрали свой особый путь - хлопнули дверью перед носом у мирного человека, который просто хотел работать.
В маленькой неотапливаемой гримерке, где Анатолий Васильевич (Натан Исаевич) кутался в свою дубленку, эту дубленку резали на куски и запихивали в карманы записки мерзкого содержания. Его презирали, ему хамили. Из своего изгнания Любимов заклеймил Эфроса позором, публично назвав его штрейкбрехером, началась травля в "свободной" эмигрантской прессе с неизменным антисемитским душком... Эфрос молчал, так ни разу и не ответив ни своему бывшему другу, ни актерам, ни властям. Анатолий Васильевич не умел бороться с жизнью и тихо проходил свои личные круги ада. Он умер в неполных 62. Любимов вернулся. "Наверное, главным условием своего возвращения, - грустно пошутил писатель Сергей Довлатов, - Любимов поставил смерть Эфроса. А Эфрос, как человек уступчивый и интеллигентный, взял да и помер".
Мне кажется, если бы они тогда поняли, кто к ним пришел, мог родиться новый театр. Или была бы вписана совершенно иная глава в эту бесконечную политическую летопись. "Его смерть разоблачила наш поступок", - скажет потом Леонид Филатов. Самое обидное, что в отличие от Юрия Петровича Анатолий Васильевич очень любил и ценил артиста, видя в нем сотворца, а не инструмент. Каждый из них по-своему растил свой сад. Только в саду Эфроса все деревья были ценностью. В саду Любимова - лишь садовник. Мастер и маргаритки...
Почти все звезды, сделавшие Таганке имя, давно ушли. Кто в мир иной, кто по своим делам. Одной из последних ушла Алла Демидова, у которой почти не осталось ролей, а поставить "Федру" Любимов ей не дал. Таганка - театр одного режиссера.
Первые киевские гастроли Таганки в начале 70-х проходили в сопровождении конной милиции. Сейчас все поспокойнее, хотя нынешний визит легендарного театра выдался эпохальным - восемь спектаклей. Очень ждали Любимова, но, к сожалению, он приехать не смог, так как накануне заболел воспалением легких.
Гастроли открывались визитной карточкой Таганки - "Добрый человек из Сезуана" по Бертольду Брехту. Толпа перед входом, очередь в гардероб, радостное ожидание, недоумение, жидкие овации, антракт, очередь в гардероб... Добрые люди не меняются. Меняется время, принося с собой много новых запахов. Кавээновская эстетика, бардовская песня и линейные истины остались в стране, которой давно уже нет на свете. Даже хорошие спектакли не живут 40 лет. Даже в качестве визитной карточки и легенды.
"ВО ВСЕХ КРАЯХ НАРОД ВСЕГДА ДУРАК"
После такого неудачного старта интерес к Таганке начал остывать. Зрителей становилось все меньше, а со спектакля "Идите и остановите прогресс" народ пошел останавливать прогресс нескончаемым потоком и не вернулся. Последовали массовые сдачи билетов, а когда выяснилось, что Любимов в Киев не приедет и Сталина не сыграет, запахло провалом. Непроданными оставались даже самые дешевые билеты по 30 гривен.
И все-таки Таганка нас удивила. Перед "Мастером и Маргаритой" на сцене неожиданно возник актер и режиссер Анатолий Васильев, поведавший обомлевшей публике, что вот уже две недели актеры играют бесплатно - киевские организаторы фирма "Ольвия" до сих пор не выплатили гонорар. Если это безобразие не прекратится, гастроли будут остановлены. "Может быть, господа, которые нас сюда пригласили, головы себе прочистят?!" - подытожил Васильев.
Я не знаю, что заставило пожилого человека, прожившего жизнь в театре, выйти в тот вечер на сцену... К этому моменту театру и актерам в виде гонорара и суточных было перечислено 80 тысяч долларов в соответствующем эквиваленте, что подтверждают документы фирмы "Ольвия театральная". Не говоря уже о том, что без предоплаты ни один театр в мире ни на какие гастроли бы не выехал.
Не хочется рассматривать эту странную выходку как пиар-акцию, но после выступления Васильева о Таганке вновь заговорили. Дабы положить конец досужим разговорам, "Ольвия" обнародовала свое заявление на имя Любимова, в котором потребовала публичных извинений за клевету и оскорбления. Перед спектаклем "Фауст" на сцену вновь поднялся Васильев и передал всем от Юрия Петровича привет. Как говорится, и на том спасибо...
После "Фауста", в который раз полюбовавшись, как артисты здорово бьют чечетку, танцуют и поют, я поняла, что еще немного - и тоже так смогу. Парам-парам-парам-парам-парам-пам... Движения запоминающиеся. Плакатная символика, зубодробительные метафоры, понятные даже пуделю, раз пять пересекшему сцену в заданном направлении, красивые молодые девушки с вениками и опрокинутое в зал лицо Мефистофеля: "Во всех краях народ всегда дурак!". Мне всегда казалось, что доктора Фауста одолевали проблемы иного порядка. Там что-то про душу, которую он кому-то задолжал...
Но режиссер имеет право интерпретировать любую историю, как сочтет нужным. Любимову 88 лет, и он уже в том возрасте, когда сам выбирает, кому нравиться. "Подывиться на цю руку, вона ничого в жытти не вкрала!" - это "Марат и Маркиз де Сад", поставленный по роману Петера Вайса, немецкого писателя, умершего в 1982 году. О существовании украинского языка Вайс не знал, как и о существовании украинской революции. Но спектакль обличает все революции в мире на примере Великой французской. Та же чечетка, те же лозунги... Бедный, бедный Марат уж и так вертел символом французской революции оранжевым флагом... И эдак... Судя по всему, постановка была несколько актуализирована с учетом страны, в которой ее показывали. Короче, иcпепеляющая сатира, страшное дело...
Ближе к концу гастролей у меня появилось неприятное ощущение, что московские гости хотят нас обидеть. И за своих организаторов нам должно быть стыдно, и за свою революцию, и за Президента, и за киевского дядю Берлиоза - нелепого мужика в украинской вышиванке, которого в "Мастере и Маргарите" сгоняли со сцены пинками: "Ни о каких квартирах в Москве даже не мечтай!"... В общем, куда ни кинь - всюду клин. Хотя, с другой стороны, политический театр, он ведь безжалостный.
Рассказывают, в одном из подкопов под стены Таганской тюрьмы с целью вызволения политзаключенных принимал участие сам Маяковский. Вон как глубоко, оказывается, может прятаться традиция политического протеста!
Таганка, все ночи, полные огня.
Таганка, зачем сгубила ты меня?
Таганка, я твой бессменный
арестант,
Погибли юность и талант в твоих
стенах.
Это про тюрьму, не про театр. Слова и музыка народные.

Павел ЗИБРОВ: "Когда Ивар Калныньш сладенько целовался с моей женой, я напился, пошел в лес, взял топор и... Долго еще в спальне горел свет..."
Нонна МОРДЮКОВА: "Тихонов никогда меня не любил. Даже когда родила сына, ко мне не приходил. Чаще всего я видела его спину"
Хорошо гуляется на чужие деньги
Мастер и маргаритки
Вдова Леннона помирилась с Маккартни
Мадонна поет под фонограмму?
Любовница искусала Антонова
Том Круз уволил родную сестру
Подружка Брюса Уиллиса сломала шею
Моисеев не поздравил Гурченко с юбилеем
Особняк Пугачевой стоит восемь миллионов долларов
Кузьмин напился в Питере перед своим сольником
Отар Кушанашвили устроил потасовку
Глюк’Ozа выпустила духи
Наталья МОГИЛЕВСКАЯ: "Мы с Филиппом не будем разыгрывать любовь, в которую никто не поверит!"
Григорий СУРКИС: "Я счастливый отец - у меня прекрасная дочь"
Попса поет о хорошем, но от этого плохо, а рокеры - о плохом!, но от этого легче
Алексей ГЛЫЗИН: "З'їв сала - і став щирим українським хлопцем!"
Николай ГНАТЮК: "Все зло, которое направляется моими завистниками, им же и вернется"
Виктор САРАЙКИН: "Когда я беспробудно пил, жена терпеливо возвращала меня к реальности. Так терпеливо, что хотелось ее убить"
Народная артистка СССР Гизелла ЦИПОЛА: "В театре бывало всякое. Накануне спектаклей мне говорили гадости, я получала мерзкие анонимки, а однажды кто-то толкнул меня под троллейбус..."
Оксану Билозир никто не травил, но СБУ все равно ищет виновных в ее болезни
Страсть к живописи Виктору Пинчуку привил Владимир Спиваков
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги